Одним из критериев законности предписания является срок его исполнения.
То есть лицо, получившее предписание, должно иметь объективную возможность к определенному сроку устранить нарушения.
Вместе с тем на практике распространены случаи, когда выдаются предписания, срок исполнения которых изначально не учитывает объективную длительность работ, необходимых для достижения поставленной в предписании цели.
Представляется, что выдавая предписание, содержащее требование, исполнить которое в установленный в предписании срок природопользователь объективно не сможет, инспектор должен понимать, что хозяйствующий субъект будет вынужден:
- или обратиться в госорган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания;
- или обратиться в суд с заявлением об оспаривании предписания как такового (по причине его неисполнимости).
По второму сценарию, как правило, хозяйствующий субъект идет в случае безуспешности реализации первого.
Но встречается и третий вариант – когда природопользователь оспаривает не само предписание, а отказ госоргана в продлении срока исполнения предписания.
К сожалению, существует весомая вероятность того, что суд не признает отказ госоргана в продлении срока исполнения предписания незаконным по следующим причинам:
1. Для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия:
а) несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту;
б) нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
2. Законом не предусмотрен механизм внесения изменений в уже выданное лицу предписание, а равно не установил императивных критериев для определения порядка установления сроков устранения нарушений.
3. Процесс реализации гражданских прав в публичных правоотношениях между юридическим лицом и государственным органом предоставляет заинтересованному лицу право на заявление ходатайств в целях защиты своих прав.
Вместе с тем, данное право не корреспондирует с обязанностью государственного органа на принятие конкретного, определенного решения по такому ходатайству.
4. Решение о возможности совершения определенных действий в отношении возложенных на юридическое лицо обязанностей находится в пределах компетенции и усмотрения конкретного государственного органа с учетом всех установленных обстоятельств.
Если сосредоточиться на государственном экологическом надзоре и предписаниях, выдаваемых в рамках такого вида надзора, стоит констатировать, что Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не упоминает возможность продления срока исполнения предписания.
Однако вступившим в силу 06.04.2021 г. Административным регламентом по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, такая возможность предусмотрена.
Ходатайство может быть представлено не менее чем за 10 рабочих дней до наступления срока устранения нарушений.
Вместе с тем необходимо понимать, что подход "если продлить срок предписания не запрещено госоргану, то он по просьбе заявителя обязан это делать", – является необоснованным.
Несмотря на появление в Административном регламенте по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, возможности продления сроков исполнения предписаний, отсутствие оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, отсутствие понятных и прозрачных условий, при которых удовлетворение ходатайства должно быть осуществлено, будет продолжать препятствовать выстроенной работе, взаимодействию между хозяйствующими субъектами и органами Росприроднадзора.