Международная команда исследователей обнаружила, что разлив нефти в высоких широтах может оказывать серьезное воздействие на некоторые из наиболее важных промысловых видов рыб, таких как пикша, треска и минтай.
Согласно полученным результатам, даже кратковременный контакт икры атлантической пикши с небольшими концентрациями диспергированной нефти может привести к значительным и, как правило, смертельным порокам у зародышей рыб.
Исследование ученых из Норвегии и научного центра NOAA Fisheries Northwest Fisheries в Сиэтле выявило, что соединения сырой нефти нарушают развитие ключевых органов у эмбрионов рыб. Работа финансировалась Научным советом Норвегии, Фондом VISTA и Норвежским институтом морских исследований. Главной целью была оценка рисков разливов нефти в отдаленной северной Норвегии, в самом центре диапазона обитания атлантической пикши. Эта информация важна для понимания экологических рисков бурения нефтяных скважин в северных океанах.
Более ранние исследования показали, что полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) в сырой нефти препятствуют развитию сердца рыбы. Новое исследование выявило, что сырая нефть к тому же приводит к экстремальным краниофациальным порокам у эмбрионов пикши. По данным исследований родственной пикше атлантической трески, такая реакция на нефть может быть характерна для всех тресковых, включая тихоокеанскую треску и минтай.
Как установили ученые, чем раньше эмбрионы подвергаются воздействию нефти, тем тяжелее последствия. Атлантическая пикша особенно уязвима к нефтяному загрязнению среды, так как дисперсные капли нефти пристают к ее икринкам, плавающим в океане. Всего 24 часа воздействия низких концентраций диспергированной нефти привели к деформациям головы пикши, настолько ярким и характерным, что ученые назвали их «бульдог», «челюстная дробилка», «Дарт Вейдер» и «горбун».
«Дисперсные капли нефти действуют как своего рода токсичные капсулы, которые связываются с оболочкой икры и приводят к этим экстремальным аномалиям. Таким образом сырая нефть может вмешиваться в репродукцию и выживание рыб», — пояснил Джон Инкардона, токсиколог из Норвежского научного центра рыболовства NOAA.
Оболочка икры пикши, вероятно, содержит белок, который делает ее особенно «липкой» к нефти и ее соединениям в течение 10—12-дневного периода раннего развития рыб. Пикша принадлежит к трескообразным, большому отряду рыб, в который входят и другие экологически и экономически важные виды, такие как арктическая треска и минтай.
Нефть не связывается с яйцами других видов рыб так, как с яйцами пикши, но нефтяные побочные продукты могут вызывать дефекты и у них. Например, нефтяные соединения нарушают функционирование физиологических каналов, передающих сигналы мышцам сердца и головы рыбы.
Если мышцы работают неправильно, то все, что с ними связано, включая кости, не развивается так, как надо, что приводит к внешним и внутренним деформациям организма. Эти аномалии в развитии ставят под угрозу выживание молодых рыб, которые должны расти быстро, чтобы защищаться от хищников. Разлив нефти в районе, где присутствует икра пикши, в то время, когда она наиболее уязвима, может привести к пагубным последствиям не только для этого вида, но и для тех, которые питаются пикшей.
Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.