На каком основании предприятие может быть включено в перечень организаций, обязанных осуществлять мониторинг атмосферного воздуха? И как это решение можно опротестовать.
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru В.А. Субботинская
Ответ:
В соответствии с пункта 3 статьи 23 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха":
территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
В настоящее время проблема заключается в том, что в пункте 3 ст. 23 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено общее правило о праве территориальных органов Росприроднадзора и территориальных органов Росгидромета устанавливать и пересматривать перечни объектов.
Однако регламентация порядка установления и пересмотра указанными государственными органами перечней объектов, для которых должен осуществляться мониторинг атмосферного воздуха, законом не предусмотрена.
При этом отсутствие нормативно установленного порядка установления и пересмотра перечней объектов, для которых должен осуществляться мониторинг атмосферного воздуха, исключает наличие объективных критериев для включения тех или иных объектов в подобные перечни.
На сегодняшний день, к сожалению, для решения данной проблемы в пункте 3 ст. 23 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" недостает инструмента защиты прав хозяйствующих субъектов виде указания на необходимость издания Министерством природных ресурсов и экологии РФ порядка установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Возможно при формировании перечень (субъективно) учитываются Рекомендации по установлению перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (Приложение 2 к приказу Росгидромета от 15.07.2013 г. № 375) [утратило силу на основании Приказа Росгидромета от 20.09.2018 г. № 397].
Однако этот документ не являлся и не является нормативным правовым актом, но позволяет понять возможную логику госорганов при формировании перечней.