Фронт работы кажется непростым и многолетним, но практически все мероприятия чиновники предлагают выполнить уже в 2021 году. Правда, у экспертов нет сомнений: с учётом сложного и долговременного согласительного процесса каких-либо результатов следует ждать не ранее 2022–2023 годов. Поэтому остаётся открытым вопрос: сумеет ли такая реформа РОП существенно помочь в достижении целей федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» к 2024 году?
Однако так ли уж нацелено реформирование РОП на помощь этому федеральному проекту? «Дорожная карта» содержит только одно мероприятие по прямому участию РОП в обращении с отходами — определение особенностей установления единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при финансировании расходов по раздельному накоплению, транспортированию и обработке ТКО за счет средств экологического сбора. А ведь подавляющее количество отходов от использования товаров и упаковки образуется в именно домовладениях, и получается, что РОП будет существовать только ради самой себя.
Деструктивным представляется интегрирование Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров в Государственную информационную систему учета ТКО. Весьма критикуемым видится увеличение ставок платы за НВОС при размещении отходов. Нетрудно предвидеть крайне резкую реакцию всего бизнес-сообщества на это начинание, особенно в условиях монополизации обращения с ТКО, отходами I-II классов опасности и планируемой консолидации с отходами III-IV классов опасности.
Не нашлось в проекте места для целевых показателей по группам товаров, которые согласно Концепции РОП должны устанавливаться для определения уровня утилизации отходов по годам в качестве «ориентира» для развития института РОП в целях оценки её эффективности. Наконец, представляется странным, что в «дорожной карте» остался не затронутым залоговый механизм.
Скачать карту