Управление аккредитации Федеральной службы по аккредитации рассмотрело обращение и в рамках установленной компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон № 412-ФЗ) под аккредитацией в национальной системе аккредитации понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридическоголица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации,являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» (далее — Приказ № 707) утверждены новые критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации (далее — Критерии аккредитации). Приказ № 707 вступил в силу 1 января 2021 г. (за исключением отдельных положений).
При этом с 1 января 2021 г. признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее — Приказ № 326).
Пунктом 24 Критериев аккредитации установлены дополнительные требования клабораториям,выполняющим работы поисследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также клабораториям, выполняющим работы поисследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.
В том числе, подпунктом 24.1 Критериев аккредитации установлены требования о наличии у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:
для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, — не менее двух лет;
для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, — не менее одного года.
При этом пунктом 19 критериев аккредитации, утвержденных Приказом № 326, предусмотрено смягчение требований к опыту работы работников всех испытательных лабораторий (центров), а также введен дифференцированный подход в отношении лабораторий, проводящих исследования (испытания), измерения в сферах обязательной (проведение исследований в целях, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза), техническими регламентами Российской Федерации, иными нормативными документами ЕАЭС и Российской Федерации, предусматривающими обязательное подтверждение соответствия, и иных лабораторий, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации) и добровольной оценки измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.
Таким образом, положениями подпункта 24.1 Критериев аккредитации, в сравнении с пунктом 19 критериев аккредитации, утвержденных Приказом № 326, предусмотрено смягчение требований к опыту работы работников всех испытательных лабораторий (центров), а также введен дифференцированный подход в отношении лабораторий, проводящих исследования (испытания), измерения в сферах обязательной (проведение исследований в целях, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза), техническими регламентами Российской Федерации, иными нормативными документами ЕАЭС и Российской Федерации, предусматривающими обязательное подтверждение соответствия, и иных лабораторий, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации) и добровольной оценки соответствия.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица, а также претендующие на получение аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели должны соответствовать требованиям Приказа № 707.
За предоставленную информацию благодарим подписчика журнала «Экология производства» — С.Р. Бондаренко.