Отвечает эксперт сайта ecovopros Н. Бирюкова
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, как именно выделять отдельные виды отходов при их инвентаризации? Как понять, какие отходы допустимо выкидывать с ТКО (то есть, отнести их к ТКО), а какие обязательно необходимо выделять как отдельный вид отхода, разрабатывать на него паспорт и искать фирму для его дальнейшего размещения/утилизации? Например, если у нас образуется бумага от офисной деятельности, то в каком количестве она должна образовываться, чтобы ее следовало собирать отдельно и передавать на переработку? Или лампы светодиодные? Или упаковку бумажную от сырья. То есть, если мы не выделим какой-то вид отхода от ТКО, как Росприроднадзор сможет доказать, что следовало бы выделить этот отход в определенный вид отхода? Речь идет, конечно же, только об отходах 4 и 5 классов опасности.
ОТВЕТ
Несмотря на то что инвентаризация образующихся отходов упоминается во многих документах, например, программа производственного экологического контроля (часть 3 ст. 67 ФЗ №7) должна включать в себя сведения об инвентаризации отходов производства и потребления, для разработки ПНООЛР используются результаты инвентаризации отходов производства и потребления (смотрите соответствующие методические указания (349 приказ МПР). Для организации мест накопления отходов используются результаты инвентаризации (СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления). При этом на федеральном уровне нет ни одного документа, регламентирующего ее проведение. Мне удалось найти такой документ только на региональном уровне, например, «Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области», утв. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001, хотя в нем также нет критериев, по которым можно определить, какой отход стоит выделять отдельным наименованием, а какой нет.
Однако, в Порядке учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014), есть указания, что сведения из журналов учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации.
При этом согласно п. 11 данного Порядка отходы I,II,III класса опасности учитываются с точностью до кг (а ртутьсодержащие лампы, вышедшие из употребления, отражаются по массе изделия), отходы IV-V классов опасности должны учитываться с точностью до одного знака после запятой.
Таким образом, согласно правилам математического округления, если отходов I, II, III класса опасности образуется в течение года менее 500 грамм, а отходов IV-V классов опасности менее 50 кг, то при округлении в соответствии с требованиями Порядка их значения будут равны нулю.
Я полагаю, что если отходы образуются именно в таком небольшом количестве, то их можно учитывать в массе других схожих по происхождению и составу отходах. Например, при сварке электродами образуются отходы "шлак сварочный" и "остатки и огарки стальных сварочных электродов". Если используется 10 кг электродов в год, то при среднем удельном нормативе образования данных отходов равным 10%, в течение года их будет образовываться не более 1 кг. При этом шлак сварочный является отходом IV классом опасности, и требуется наличие лицензии при передаче данного отхода в целях дальнейшего обращения, а предприятия должны отдельно платить за доставку и обезвреживание условно 1 кг такого отхода. Аналогичная ситуация с отходами металлообработки с использованием абразивных кругов. Когда есть станки, то есть и абразивные материалы. Логично, что могут образовываться отходы лома абразивных кругов, абразивной пыли и стружки, хотя эти отходы могут образовываться в количестве нескольких кг в год, если станки используются несколько раз за год для заточки инструмента. Вместе с тем все упомянутые отходы можно было бы учесть, как отход «мусор и смет производственных помещений малоопасный».
Отмечу, что при согласовании ПНООЛР инспекторы часто соглашались с моей позицией, и в текстовой части проекта просто приводилось соответствующее обоснование о нецелесообразности выделения отдельного вида определенного отхода в том числе с учетом экономической нецелесообразности, трудоемкости раздельного сбора и так далее.
Я направляла в Росприроднадзор соответствующий запрос как частное лицо, но, к сожалению, мне они не ответили. Рекомендую вам отправить аналогичный запрос с учетом вышеприведенных обоснований.
Что касается того, какие отходы допустимо выбрасывать с ТКО (то есть, соответственно, отнести их к ТКО), здесь необходимо смотреть состав отходов и процесс образования. В состав ТКО, того же мусора от офисных и бытовых помещений, согласно данным Банка данных отходов (БДО, http://rpn.gov.ru/node/854) могут входить пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, текстиль, стекло, древесина и другое. Данный отход образуется в результате чистки и уборки нежилых помещений, сбора отходов офисных/бытовых помещений организаций. Таким образом, бумагу от канцелярской деятельности, образующуюся в количестве менее 50 кг в год (чтобы доказать, что действительно меньше, можно посчитать исходя из удельного норматива образования данного отхода порядка 10%, количества и веса потребляемых в течение года пачек бумаги) в офисе, и которая выкидывается вместе с остальными отходами офиса (а не так, чтобы вы ее в течение года собирали раздельно, а потом решили одной кучей выкинуть), вполне можно раздельно не собирать и не учитывать.
Что касается упаковки, если это упаковка канцелярских принадлежностей, например, и тоже образуется в офисе, рассуждаем аналогично выше приведенным выкладкам по канцелярской бумаге. Если же это упаковка образуется на складе, то ее можно включить только в мусор и смет от уборки складских помещений, который к ТКО уже не относится.
То же самое касается светодиодных ламп. Если они были установлены в офисе, то пару ламп можно «закинуть» в мусор от уборки офисных и бытовых помещений, если установлены на складе — то в мусор от уборки складских помещений.