Одна молочная корова в день дает не только 15 кг молока, но и несколько десятков килограммов навоза. Навоз, как ценный продукт, аграрии не выбрасывают, a после выдержки в течение нескольких месяцев используют как удобрение для своих сельскохозяйственных земель. Ha этих землях растут кормовые культуры — травы, кукуруза и др., которыми питаются животные.
«Это удивительная, уникальная субстанция, которая обеспечивает питание для микроорганизмов, живущих в почве, тем самым обогащая ее состав», — говорит о навозе Айрат Хайруллин, владелец крупного молочного холдинга «Красный Восток агро» и зампредседателя аграрного комитета госдумы.
Минеральными удобрениями такого эффекта достичь невозможно, указывает он.
Обычно аграрии вносят в почву только три основных элемента — фосфор, калий и азот, и вносят в ограниченном количестве. За долгие годы использования самых распространенных азотных удобрений почва обедняется, с органикой такого не происходит — она, наоборот, повышает плодородие почвы, говорит эксперт.
Но, как выяснилось, не все так просто. Несколько лет назад навоз был признан отходом, что наложило Ha аграриев особые требования по обращению с ним. Например, теперь навозохранилища необходимо внести в государственный реестр объектов размещения отходов, в противном случае их использование запрещено. Навозохранилища, которые входят в состав строящихся молочных комплексов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, что затягивает сроки подготовки к строительству.
Появилось еще и лицензирование. Чтобы вносить навоз в почву, он должен быть обеззаражен, а для этого — выдержан. По букве закона выдерживание может быть признано утилизацией, обезвреживанием, размещением. Ha все эти действия нужна лицензия.
Контролеры получили возможность штрафовать аграриев за неправильное обращение с навозом. По данным КОАПА, нарушение правил обращения с отходами животноводства грозит юрлицам штрафами в несколько сотен тысяч рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.
Аграрии недоумевают: если мы используем навоз для удобрения своих же темень, то где логика и зачем лицензия?
Минприроды ответило специальным разъяснением: при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и других требований не нужна ни лицензия, ни другие формальности по обращению с отходами. Однако все равно непонятно, в каком случае навоз — отход, а в каком — ценный побочный продукт и как это доказать. По мнению Национального союза производителей молока (Союзмолоко), надо дать возможность бизнесу самому решать, в каком случае навоз является отходом, а в каком — нет. Разъяснения Минприроды не дают четкого ответа.
При этом Минприроды считает, что выведение навоза из-под законодательства об отходах недопустимо. Но вместе с тем признает, что нужны специальные правила и требования к его использованию в качестве вторичного ресурса.
Союзмолоко помимо навоза обеспокоено маркировкой, отнесением молокозаводов к особо опасным предприятиям и другими проблемами. Правительство обещает рассмотреть все предложения бизнеса на рабочих группах по регуляторной гильотине. Пока же проблемы с навозом каждый решает как может: кто-то на свой страх и риск работает по старинке и ждет, пока нагрянут проверки. А кто-то продолжает недоумевать, но все же оформляет лицензии.