Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) является важным элементом природоохранной деятельности организации, включающий в себя комплекс мер в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду (значительное, умеренное, незначительное либо минимальное) объекты делятся на 4 категории (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Дифференциация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории осуществляется на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, а также биологического и иного характера.
Требования об осуществлении производственного экологического контроля распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Объекты, отнесённые к IV категории, к числу субъектов производственного экологического контроля не относятся (статья 67Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и срокам предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, с учётом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
По результатам осуществления производственного экологического контроля природопользователи обязаны обеспечить документирование информации и хранение полученных данных. Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется в уполномоченный орган юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежегодно до 25 марта года, следующего за отчётным.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории и на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчётность в Управление Росприроднадзора по Томской области (г. Томск, ул. Шевченко, д. 17).
Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчёты в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (г. Томск, пр. Кирова, д. 14).
Неисполнение обязанности по разработке программы производственного экологического контроля является административным правонарушением, предусмотренным статьёй 8.1 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
За нарушение порядка предоставления отчётов отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предусмотрена административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа для граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц – от трёх тысяч до шести тысяч рублей; для юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.