Сложившаяся ситуация в части сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности является неоднозначной как для общества, так и непосредственно для хозяйствующих субъектов, представляющих предприятия промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-коммунального и других секторов экономики. После внесения изменений в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» были изъяты виды негативного воздействия. В действующей редакции № 7-ФЗ в статье 16 осталась только плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно письму Минприроды России от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 (О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет) при заполнении Заявки на постановку на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) при заполнении раздела II необходимо вносить информацию о существующих выпусках и сбросах сточных вод, в том числе и на водосборные площади (рельеф местности). Для этого в строке «наименование» (для заявок в электронном виде) или в строке «порядковый номер источника сброса» необходимо ставить пометку «водосборная площадь».
В случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади - объекту НВОС присваивается III категория, несмотря на то, что ранее в письме Минприроды России (от 18.11.2014 № СМ-08-02-32/18383) сообщалось, что «сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требованием действующего законодательства».
В письме Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275 речь идет о «минимизации поступления загрязняющих веществ в окружающую среду» и «с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения».
Сброс сточных вод на рельеф местности является нарушением, влекущем штрафные санкции для предприятий на основании статьи 8 КоАП РФ.
По факту, ни в одном правоустанавливающем документе не приведена трактовка запрета сброса сточных вод на рельеф местности, а также определение «рельеф местности/водозаборная площадь», которые были бы законодательно утверждены, за исключением письма Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения».
Кроме того, сложилась правовая неопределенность в предъявлении вида наказания природопользователям в случае установления факта сброса сточных вод на рельеф местности. В различных регионах страны данный вопрос сброса сточных вод на рельеф местности решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы Росприроднадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом. В ряде других регионов встречаются случаи привлечения природопользователей к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и взыскания причиненного вреда окружающей среде.
Причиной сброса сточных вод на водосбросные площади является, в основном, значительная удаленность действующих объектов от приемников сточных вод (водного объекта или централизованных систем водоотведения). При этом сточные воды промышленных предприятий, а также хозяйственно-бытовые сточные воды в подавляющем большинстве случаев подвергаются локальной очистке, после чего сбрасываются на рельеф местности.