Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Васильчикова
Вопрос:
В соответствии с письмом Росприроднадзора № АС-09−00−36/22 354 от 31.10.2016 п. 1 — По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию: «В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.
При этом участки строительства жилой и нежилой недвижимости на основании данных в проектной документации (п. 8 — «Перечень мероприятий по охране окружающей среды») можно отнести к III категории НВОС из-за наличия стационарных ИЗА в виде: сварочных участков, участков разгрузки стройматериалов, участков обработки металлоконструкций, участков проведения покрасочных и окрасочных работ (касаемо проведения внутриотделочных процессов). Возникает «нестыковка» в вопросе постановки на учет: с одной стороны строящиеся и не введенные в эксплуатацию объекты — постановке не подлежат, с другой стороны строительные участки жилой и нежилой недвижимости на основании проектной документации имеют стационарные источники выбросы, в составе которых присутствуют вещества 1 и 2 класса опасности. Прошу разъяснить данный момент.
Если в случае присвоения строительному участку III категории НВОС, в соответствии с п. 4 ст.22 № 7-ФЗ юридические лица, эксплуатирующие объекты III категории производят расчет НДВ высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными свойствами (1 и 2 класс опасности). При этом отсутствуют нормативно-правовые акты для расчета данных веществ для объектов III категории НВОС, отсутствуют требования к порядку и особенностям оформления НДВ указанных веществ, необходимость согласования и утверждения НДВ указанных веществ, рассчитываемых для объектов III категории, необходимость сан.эпид. заключения о соответствии рассчитываемых для объектов 3 категории указанных веществ 1 и 2 классов опасности.
Ответ:
В целом, Вы совершенно правы, но немного подкорректирую Ваши размышления, возможно, что-то прояснится.
На примере, строится жилая многоэтажка. Сама многоэтажка, являясь объектом строительства, еще не введена в эксплуатацию, а, следовательно, согласно письму Росприроднадзора № АС-09−00−36/22 354 от 31.10.2016, не требует постановки на государственный учет объектов НВОС.
Сама строительная площадка, и юридическое лицо — строитель — являются объектом действующим (стройка уже идет) и имеет на своей площадке источники выбросов загрязняющих веществ, источники образования отходов. При длительности стройки более 6 месяцев, на учет требуется постановка именно участка стройки, но не объекта строительства. То есть объектом НВОС будет строительная площадка «ООО «СТРОИТЕЛЬ» (выдуманное наименование), а не жилая многоэтажка «ООО «ЖИЛИЩНИК» (выдуманное наименование).
Подробнее по нормированию выбросов объекта III категории.
Процедура в Вашем случае (для предприятия III категории) будет простая:
1) разработка инвентаризации источников выбросов не потребуется, так как эти данные уже рассчитаны и представлены в составе проектной строительной документации (Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 17.09.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»);
2) Если вещества I и II класса опасности присутствуют в выбросах в период строительства, то расчет нормативов (по сути разработка ПДВ по-старому) осуществляется только в отношении данных веществ без учета выброса прочих загрязняющих компонентов. То есть разработчик, при проведении инвентаризации и расчете качественных и количественных характеристик выбросов будет описывать все загрязняющие вещества, но в расчет рассеивания, а также далее, при разработке нормативов, прочие вещества не будут включены.
3) Необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора остается.
4) Процедура утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в Департаменте Росприроднадзора для предприятий III категории не предусмотрена, за исключением случаев, когда при расчете в проекте ПДВ нормативов для вещества I и II класса опасности выявлены превышения предельно допустимых концентраций на границах жилой, охранной, санитарно-защитной и т. п. зон. Подтверждением отсутствия превышений и будут результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора.
Если же в расчетах будут выявлены превышения, то, согласно ст. 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды»:
«1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы.
6. Временно разрешенные выбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
5) Далее предприятие-строитель действует в рамках нововведенной системы нормирования и осуществляет контроль и отчет только за веществами I и II класса опасности в выбросах до окончания строительных работ.
По окончанию стройки и сдачи объекта, действующим объектом НВОС станет сам многоэтажный жилой дом, который, должен будет пройти процедуру постановки на государственный экологический контроль в течении 6 месяцев со дня начала эксплуатации.