Экологи возмущены перспективой появления ЦБК на Рыбинском водохранилище. Этот проект, обещающий стать крупнейшим в Европе, реализует группа компаний «СВЕЗА» в сотрудничестве с финнами. «Пусть строят ЦБК, только при соблюдении трёх условий: если проект завода будет финский, если строить его будут финны и если завод будет строиться в Финляндии! – протестуют защитники экологии. – Комбинат окончательно убьет Волгу и превратит в ад жизнь людей».
Предполагалось, что проект, который лоббирует Алексей Мордашов, глава «Северстали», будет реализован как государственно – частное партнерство с привлечением зарубежных кредитов. И действительно, в сентябре 2018 года финская компания Valmet заключила с компанией «СВЕЗА» договор о партнерстве - как поставщик оборудования для цехов Вологодского ЦБК. Собственно, по некоторым данным, продукция нового ЦБК и будет поставляться в Финляндию: сами финны свою экологию не портят, свои ЦБК, как и большинство стран Европы, они закрывают, понимая, насколько это вредное производство. Но бумага-то нужна! Значит, будут закупать у России, которой почему-то не жаль ни свои природные богатства, ни людей.
«Постройка комбината нанесет непоправимый ущерб природе, а соответственно, и здоровью – нашему и наших детей и внуков! – возмущены экологи. – Пусть строят ЦБК, только при соблюдении трёх условий: если проект завода будет финский, если строить его будут финны и если завод будет строиться в Финляндии!».
Экологи звонили во все колокола еще с 2013 года, когда группа компаний «СВЕЗА» и правительство Вологодской области подписали договор о строительстве на Рыбинском водохранилище ЦБК стоимостью 2 млрд долларов. Бизнесменов не смутил факт, что всего за полгода до этого под давлением общественности был, наконец, остановлен Байкальский ЦБК, загрязнявший крупнейшее озеро планеты. В планах комбината - производство 1,3 млн тонн целлюлозы, и этот комбинат будет в 7 раз мощнее Байкальского. Появилась информация, что строительство может запуститься уже в этом году.
В 2013 году новость о грозящей экокатастрофе вызвала волну протестов со стороны жителей Череповецкого района и Вологодской области, а также Ярославской и Тверской областей. Причем заказчики проекта отказывались общаться с народом, на объявленные «общественные слушания» жителей вообще не пустили, итоги были сфальсифицированы. Тем временем активисты собрали более десяти тысяч подписей протестующих. Общественники подали в суд на нарушение их гражданских прав, но суд отказал в иске, склонившись на сторону людей с деньгами – группы «СВЕЗА».
«СВЕЗА», кроме утверждений о том, что комбинат будет обладать самыми современными очистными сооружениями и работать по новым технологиям, сообщала тогда также и о том, что благодаря ЦБК появятся новые рабочие места. «Аргумент кривоватый. Все жители Суды, где предполагается появление ЦБК, ездят работать в Череповец. А с «Северстали» под разными предлогами начали увольнять тех, кто подписал протест», - утверждала в ответ местный эколог Лидия Байкова.
В январе 2015 года председатель Ярославской экологической общественной организации «Зеленая ветвь» Лидия Байкова обратилась к Президенту РФ с просьбой вмешаться в принятие решения о строительстве ЦБК на Рыбинском водохранилище. Правда, письмо из администрации президента спустили в правительство Вологодской области, а департамент экономического развития Вологодской области отделался отпиской. «Нам сообщили, что по проекту будет минимизировано воздействие на окружающую среду, а по некоторым параметрам комбинат будет даже очищать Рыбинское водохранилище», - рассказала Лидия Байкова.
«Экспертизы учитывают сбросы предприятия только при штатном режиме работы. И в случае если даже экспертиза одобрит строительство и комбинат будет оснащен самыми современными и эффективными системами очистки, всегда существует риск возникновения аварии, - замечает специалист по промышленной безопасности, саратовский эколог Илья Чугунов. – А это не учитывается. А ведь при возникновении аварии в водоем может быть сброшено большое количество стоков, содержащих различные токсичные вещества. И тогда ущерб, нанесенный акватории Рыбинского водохранилища и в целом Волге, будет исчисляться миллионами, а при промедлении с ликвидацией аварии даже миллиардами. Не говоря уже про массовую гибель флоры и фауны».
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов встал на защиту Волги, Рыбинского водохранилища и местных жителей. Он неоднократно в течение многих лет обращался к президенту РФ Владимиру Путину, а также главе российского правительства Дмитрию Медведеву, подробно рассказывая о катастрофических последствиях появления комбината в Вологодской области. (см. ссылку). Письмами Миронова заинтересовалась и депутат Валентина Терешкова, которая сейчас возглавила рабочую депутатскую группу в Госдуме, которая будет разбираться в ситуации. Владимир Путин поручил разобраться и главе Минприроды Дмитрию Кобылкину.
«Делались расчеты, что если будут все-таки нарушаться нормы выбросов, то Рыбинское водохранилище можно загубить буквально за месяц», - отмечали в 2014 году местные депутаты.
А ситуация с ЦБК опасна со всех сторон. Во-первых, предупреждают экологи, комбинат просто уничтожит местные леса! По Лесному кодексу РФ, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. А изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Однако каким-то образом местные леса уже успели перевести в земли промышленной категории, хотя это незаконно.
Во-вторых, конечно же, создается катастрофичная ситуация для экологии территории! В ходе производства на целлюлозно-бумажных комбинатов используются вредные химические вещества – ЦБК вообще относятся к производству первого класса опасности. Образуются сточ¬ные воды, которые несут в себе целый букет различных химических веществ: это диорганил- и органилсульфаты, хлориды и хлораты ка¬лия и хлора, фенолы, жирные кислоты, диоксины, тяжелые металлы. Загрязняется и воздух, в который тоже выбрасывается масса вреднейших соединений. Наконец, существует проблема хранения и утилизации отходов: их или сжигают (но это страшно вредно для атмосферы), или накапливают (как это случилось на Байкале, что создало самые большие трудности при закрытии местного ЦБК).
Кстати, еще в те годы под напором возмущения населения группа «СВЕЗА» выложила в открытый доступ данные ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Правда, себе же во вред. Поскольку выяснилось, что за год от ЦБК в Рыбинское водохранилище может поступать 28,6 млн. м3 сточных вод. Да, сточные воды проходят пятиступенчатую систему очистки, однако, по расчетам, в сбрасываемой в водохранилище воде по ряду химвеществ будут в разы (до 100 раз) превышены фоновые значения. А выбросы в атмосферу составят 7134 тонн в год, причем они будут попадать в высокие слои атмосферы. Количество отходов может составить 796 тысяч тонн в год!
Наконец, еще одна опасность – это исчезновение Волги, причем в прямом смысле слова!
По данным ЮНЕСКО, на про¬изводство одного листа белой бумаги идет 10 л воды. А в планах Вологодского ЦБК забирать до 25 млн кубометров воды в год при планируемой мощности завода в 1 млн кубометров целлюлозы в год! Где же взять столько воды, когда Волга не просто задыхается от других загрязнений, в том числе и от многочисленных предприятий Череповца (где есть и производства «Северстали»), но и мелеет!
В начале мая 2019 года жители Казани, Ульяновска, Самары, Нижнего Новгорода и других волжских городов забили тревогу: вода в Волге ушла, местами обнажившись практически до дна! Экологи поясняют: проблема в каскаде из 9 ГЭС на Волге. Волга давно перестала жить своей естественной жизнью реки и управляется человеком. Плотины, кстати, ветшают.
А ведь еще несколько лет назад Владимир Путин отмечал, что, в связи в том числе с важностью развития речного туризма в России, нужно срочно улучшить состояние водных путей и решить проблему обмеления русла Волги. Но если ЦБК будет забирать всю воду из Волги, которая и без того уходит, то как и кто будет выполнять президентские поручения?!
Сейчас на Волге расположено 39 субъектов РФ, здесь живет около половины населения России! Уже давно существует проблема качества волжской воды, которая используется для водоснабжения. «Как будут жить наши семьи, если мы лишимся чистой воды? Что мы будем пить, как будем выращивать на наших землях зерно и овощи, чем будем кормить детей, если Рыбинское водохранилище и Волга превратятся в обмелевшую помойку?!» - возмущаются местные экологи, считая, что последствия работы нового ЦБК могут стать просто геноцидом по отношению к местным жителям. Не говоря уже об экологии территорий: вода, животный и растительный мир будет просто уничтожен.
Источник: Экологические организации Ярославской области