3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, согласно которым при управлении МКД управляющей организацией, ТСЖ или жилищным кооперативом услуга по обращению с ТКО собственникам и нанимателям помещений может предоставляться не лицом, занимающимся управлением домом, а непосредственно региональным оператором через прямые договоры.
Основанием для заключения прямого договора является в том числе решение, принятое общим собранием собственников МКД.
Сами поставщики ресурсов могут отказаться в одностороннем порядке от договора на обеспечение коммунальными услугами и перейти на прямые договоры с потребителем при наличии задолженности в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний.
«Переход граждан на прямое абонирование потребует развития информационно-технической базы ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в части внедрения автоматизированных систем расчетов, а также увеличения штата сотрудников, необходимого для обслуживания многократно возросшего количества лицевых счетов», — говорится в пояснительной записке к Проекту законодательной инициативы № 7−864, которую внес на рассмотрение Госдумы Государственный Совет Республики Татарстан.
Включение этих расходов в необходимую валовую выручку поставщиков ресурсов и регионального оператора по обращению с ТКО неизбежно приведет к росту тарифов для конечных потребителей, отмечают авторы инициативы.
Они считают, что в связи с этим повышенную актуальность приобретают расчетные центры, которые рассчитывают плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также формируют единые платежные документы, позволяющие вносить плату в пользу нескольких поставщиков услуг.
Деятельность расчетных центров в настоящий момент законодательством не регламентирована, правовой статус данных организаций не определен, что создает ряд сложностей в их деятельности, обращают внимание авторы инициативы.
Они предлагают законодательно закрепить право лиц, которым в соответствии с Жилищным Кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, привлекать расчетные центры для выполнения действий по расчету размера платы за указанные услуги и приема платежей как в наличной, так и безналичной форме. Для обеспечения гарантии сохранности таких денежных средств и доведения их до соответствующих получателей предлагается использовать специальные банковские счета.
Поэтому Государственный Совет Республики Татарстан 12 апреля зарегистрировал в системе обеспечения законодательной деятельности Проект инициативы № 7−864, предлагая изменить статью 155 Жилищного кодекса РФ.
В пояснительной записке приводится статистика по Татарстану на март 2019 г. Прямые договоры заключили (жители МКД):
услуга по обращению с ТКО — 74 587 граждан;
услуга по холодному водоснабжению — 76 945 граждан;
услуги горячего водоснабжения и отопления — более 20 000 граждан;
услуга по электроснабжению — 276 095 граждан.
Накануне мы писали, что собственники жилья в шести российских регионах полностью перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»
Текст проекта законодательной инициативы № 7−864