На вопросы подписчиков журнала "Экология производства" отвечают эксперты сайта ecovopros.ru
Вопрос: Работаю экологом на предприятии 1 категории (спиртзавод). В перечень 300 не входим, комплексное разрешение пока получать не планируем. Имеем два источника сбросов в открытый водоем (охлаждающая вода и поверхностно-ливневый сток). В прошлом году был разработан и согласован проект НДС, выданы нормативы и получено разрешение. Веществ I, II классов опасности в наших сбросах на данный момент нет. В этом году мы планируем изменить технологическую схему водоотведения и добавить к охлаждающей воде производственные стоки после очистки. С большой долей вероятности веществ I, II классов опасности в наших сбросах по прежнему не будет. Мы хотим внести изменения в проект НДС и решение на право пользования водным объектом. В ст 31.1 ФЗ № 7 указано, что заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать в том числе расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ. Т.е. данное требование относится к получению комплексного экологического разрешения, к которому мы пока не готовы. Подскажите, если мы внесем изменения в НДС, нужно ли нам получать новое разрешение на сбросы по приказу Минприроды от 9 января 2013 года № 2, учитывая что в сбросах у нас по прежнему не будет веществ I, II класса опасности?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Васильчикова
Ответ: Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты...»:
«- С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.»
Таким образом, в Вашем случае, когда предприятие отнесено к I категории объектов НВОСсогласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", процедура получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект останется прежней и будет включать следующие основные этапы:
1) Получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Частью 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс сточных вод в водные объекты должно осуществляться на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Исключение составляют водные объекты, указанные в п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ.
2) Сбор необходимых данных, в том числе картографических, и разработка проекта НДС согласно Приказа МПР РФ от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
3) Утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов, получение утвержденных нормативов допустимого сброса.
Для утверждения НДС Заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление. К заявлению прилагаются следующие документы на бумажном носителе и CD-дисках, необходимые для предоставления государственной услуги:
а) пять экземпляров проекта НДС, содержащего:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;
- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, полученную в соответствии с пунктом 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 333;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с пунктом 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 333;
- данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, с характеристикой типа выпуска сточных;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных;
- расчет НДС в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 333;
- результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1-8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных вод;
б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 333, данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.
Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС, либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителей. (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 июня 2014 года N 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования»).
4) Передача документов в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются:
- копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц); / Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
- НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
- решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водными объектами, сроки действия которых не истекли;
- ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).
Выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта. (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2013 г. N 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»).