Вопрос: У предприятия в лимитах имеются и образуются следующие виды отходов:
1) опилки натуральной чистой древесины;
2) прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины;
3) навоз КРС свежий;
4) отходы упаковочного картона незагрязненные;
5) отходы бумаги и картона от канцел. деятельности и делопроизводства;
6) отходы пленки п/этилена и изделий из нее незагрязненные.
Древесные передаются населению по факту и так в ПНООЛР написано. Надо ли сейчас заключать договор с организацией, имеющей лицензию и принимающей такие виды отходов, или можно также передавать населению и акты писать приема-передачи с указанием кол-ва переданных отходов?
Что касается макулатуры, отходов картона, пленки п/эт. Сейчас тоже надо иметь договоры по этим видам отходов с организациями, имеющими лицензию на прием, и актами выполненных работ (ранее на полигон размещали отходы бумаги и картона, так было прописано в ПНООЛР).
Навоз КРС свежий. По факту размещается в полях как удобрение, он 4 кл. опасности. У нас агрохолдинг с фермой и выращиванием с/х культур в полях. Или во избежание штрафных санкций при проверках и сдачи отчетности его надо сдавать в спец. организацию, иметь лицензию (как именно сейчас с таким видом отхода надо обращаться, какими документами надо руководствоваться)?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Ответ:
1. Опилки натуральной чистой древесины можно вывести из-под понятия отход, т.к. в принципе в данном случае опилки не соответствуют определению отхода согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"(ред. от 25.12.2018), т.к. не удаляются, не предназначены для удаления или не подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом,т.е. для дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения. Считать опилки побочным продуктом, населению на всякий случай лучше передавать с оформлением акта приема передачи, но прописывать там просто опилки, а не отход, тогда можно исключить их из всей отчетности по отходам (данных учета, 2 ТП отходов, отчетности, кадастр).
2. отходы макулатуры, в т.ч. картона, отходы пленки п/эт являются отходами 5 класса опасности и лицензия на их обращение не нужна, но, да, с учетом положений п.8. ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018), захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года N 1589-р. с 01.01.2019 захоронение перечисленных отходов запрещено. Поэтому их необходимо передавать на утилизацию. Разумеется наличие договора с прямым утилизатором и соответствующих накладных о передачи отходов защитит Ваши интересы в полном объеме, при этом т.к. отходы 5 к.о. теоретически Вы сами можете отвезти их в пункты приема макулатуры/пленки верифицированных заготовителей/утилизаторов, но необходимо будет продумать как именно подтвердить данную передачу отходов, в случае с договором это конечно проще сделать.
3. Навоз. В соответствии с положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, навоз может использоваться для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, при этом должен подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
В соответствии с письмом Минприроды от 23.05.2016 "Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом" юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, для того, чтобы отходы производства (навоз) перешли в органические удобрения необходимо разработать технологический регламент и в соответствии с положением ст. 18 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пройти государственную регистрацию органического удобрения (см. Постановление 14 арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу А44-2959/2018).
При использовании навоза в качестве органического удобрения не нужно учитывать навоз как отход, получать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности или заключать договор с соответствующей специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.