Минфин России подвел промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию неналоговых платежей предпринимателей. По результатам этой работы выработаны подходы к каждой группе неналоговых платежей с учетом их особенностей и влияния на условия ведения бизнеса. Предлагается обеспечить общественное обсуждение, доработку и скорейшее внесение в Правительство РФ законопроекта, предусматривающего включение в Налоговый кодекс РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования, платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утилизационного, экологического и курортного (туристического) сборов.
При подготовке законопроекта будет установлен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в Налоговый кодекс, а также увеличен лимит неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности.
Избранный подход при систематизации неналоговых платежей позволит не только решить проблему непредсказуемости «квазиналогов», которая в последние годы вызывала серьезную обеспокоенность бизнеса, но и решить назревшие проблемы в отраслевом регулировании.
Основная цель предлагаемых решений – не только обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей, но при этом не допустить роста нагрузки на бизнес.
Параллельно Минфин России провел инвентаризацию, категорирование и детальный анализ остальных неналоговых платежей. По результатам этой работы выделено несколько основных категорий платежей. По ним предложены дальнейшие направления работы.
Прежде всего, платежи, схожие по своей природе с государственными пошлинами, также предлагаются к включению в Налоговый Кодекс РФ. Речь идет, в частности, о плате, взимаемой за сведения из различных государственных реестров и регистров. Инвентаризация выявила около двух сотен таких реестров. По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть – осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет. Такие платежи должны быть «погружены» в Налоговый Кодекс РФ. При этом необходимо внимательно проанализировать экономическую обоснованность их размеров, особенно в случаях, когда информация предоставляется в электронной форме.
При анализе платежей, связанных с государственными реестрами, были выявлены и отдельные скрытые платежи, которые могут предшествовать, например, формально бесплатному включению в реестр. По таким платежам требуется дальнейшая помощь бизнеса и работа с отраслевыми ведомствами по их выявлению и недопущению скрытой нагрузки на бизнес.
Помимо платежей, связанных с государственными реестрами, предлагается рассмотреть вопрос о включении в Налоговый Кодекс РФ патентных пошлин и ряда платежей за обязательную государственную экспертизу документации.
Практика, при которой за оказание государственных услуг взимается плата, не включенная в Налоговый кодекс РФ, по мнению Минфина России, не должна существовать.
Еще одна выделенная категория - платежи, связанные с получением «необходимых и обязательных услуг», предшествующих предоставлению государственных и муниципальных услуг. Само понятие таких услуг установлено федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Однако регулирование этого вопроса непрозрачно. В этом случае предлагается конкретизировать нормы законодательства исходя из того, что размеры платежей за такие услуги (в том числе методики определения стоимости) должны устанавливаться только на уровне Правительства РФ или на законодательном уровне. Такой подход позволит обеспечить не только публичное обсуждение вводимых платежей, но и прозрачность их регулирования, а также его единообразие на всей территории Российской Федерации.
В ходе инвентаризации выделена также группа неналоговых платежей, связанная с компенсацией вреда. После проработки этой категории с бизнесом было установлено, что основная проблема по таким платежам состоит в методиках определения причиненного вреда (ущерба). Минфин России предложил предпринимателям конкретизировать проблемные вопросы в этой области. Часть информации по совершенствованию подходов уже представлена. Дальнейшая работа должна вестись непосредственно с отраслевыми ведомствами, осуществляющими регулирование этого вопроса в своих сферах компетенции.
Были проанализированы платежи за услуги естественных монополий. В результате, было установлено, что размеры и механизмы взимания таких платежей на законодательном уровне в настоящее время, в целом, урегулированы. Но, при необходимости, корректировки могут быть внесены в отраслевое законодательство. Пока от бизнеса таких предложений не поступало.
В отдельную группу были выделены и обязательные в соответствии с законодательством платежи за услуги, которые могут быть получены на конкурентном рынке. По таким платежам не требуется прямое регулирование на уровне Правительства РФ, однако крайне важно обеспечить основные принципы конкурентных условий и не допустить случаев использования государственными учреждениями своего положения для получения необоснованных конкурентных преимуществ.
Таким образом, создан фундамент, чтобы дальнейшая работа по регулированию неналоговых платежей продолжилась детальной проработкой конкретных проблем, прежде всего, на уровне отраслевого законодательства. И, в первую очередь, надо решить вопрос необходимости сохранения всех указанных обязательных услуг и связанных с ними платежей. Правительством РФ поставлена задача по сокращению избыточного государственного регулирования, в рамках данной работы должна быть проработана и снята существенная часть проблем, связанных с обязательными неналоговыми платежами бизнеса.
Детальный доклад о результатах работы экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей предпринимателей (созданной по решению Правительства РФ 28 сентября 2018 года под председательством Первого заместителя Председателя Правительства – Министра финансов А.Г. Силуанова) направлен в Правительство.