Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2018 г. по делу № А44-2959/2018
ООО «Новгородский бекон» обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предписания от 15.02.2018 № 9, выданного управлением Росприроднадзора по Новгородской области.
Арбитражный суд Новгородской области решением от 03 августа 2018 года по делу № А44-2959/2018 отказал в удовлетворении заявленных требований.
ООО «Новгородский бекон» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой. Компания указала на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Доводы ООО «Новгородский бекон»
Полученный при разведении свиней и кур навоз и помет используется как органическое удобрение. При таком их использовании нет необходимости выполнять требования природоохранного законодательства по оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение.
ООО «Новгородский бекон» ссылалось на разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованных 24.05.2016 в бюллетене «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Информационный бюллетень» № 6, 2016.
Позиция суда
Основным видом деятельности общества является разведение свиней и сельскохозяйственной птицы. В процессе образуется «твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления» и «помет куриный с опилками».
По мнению ООО «Новгородский бекон», в процессе его деятельности образуется сырье для производства такой продукции, как органическое удобрение «Новгородское», в связи с этим согласно Разъяснениям Минприроды на него не распространяются указанные выше требования природоохранного законодательства.
В указанных Разъяснениях Минприроды отмечено, что юрлица вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз (помет), для собственных нужд при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза (помета) и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд; в таком случае требования природоохранного законодательства на такие навоз и помет распространяться не будут.
При этом из указанных разъяснений следует, что такие вещества, образовавшиеся в хозяйственной деятельности, только после их обезвреживания в соответствии с санитарными правилами могут быть реализованы в качестве продукции.
Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что обезвреживание отходов – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Общество не представило доказательства того, что осуществляло обезвреживание отходов. Кроме того, обществом не предъявлено доказательств, свидетельствующих о том, что из такого сырья, как навоз свиной и помет куриный органическое удобрение производится им в установленном законом порядке.
При этом доказательств государственной регистрации такой продукции, как органическое удобрение обществом не представлено. Поэтому нет оснований считать свиной навоз и куриный помет сырьем для производства продукции.
Довод о том, что для производства органического удобрения для собственных нужд не требуется государственная регистрация такого удобрения, противоречит положениям Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Статья 18 этого закона запрещает производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию. Следовательно, регистрация является обязательной.
Наличие заключения по токсиколого-гигиенической оценке удобрения, Технологического регламента на производство органического удобрения и стандартов организации государственную регистрацию не заменяет.
Довод общества о том, что суд первой инстанции не принял во внимание положения пунктов 3.1, 3.11, 3.13, 3.16 ГОСТ 30772-2001, где усматривается различие между отходами и побочным продуктом, не может быть принят, поскольку выводы суда основаны на положениях Закона № 89-ФЗ, определяющего в статье 1 понятие отхода.
Решение суда
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2018 года по делу № А44-2959/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.