На вопросы подписчиков журнала "Экология производства" отвечает эксперт сайта ecovopros.ru В.А. Алымова
Вопрос:
Можно ли выполнить проект сокращения СЗЗ не являясь собственником з/у в соответствии с п. 11 Постановления 222 от 03.03.18 и утвердить сокращение СЗЗ в Роспотребнадзоре МО.
Ответ:
По Вашему вопросу сообщаю следующее.
Согласно п. 9 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
в случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 данных Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
При этом в соответствии с п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Таким образом, пунктом 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, установлено право физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, не являющихся правообладателями объектов, для которых установлена СЗЗ, представить в уполномоченный орган заявление, в том числе, об изменении санитарно-защитной зоны объекта в части уменьшения ее размеров в случае соблюдения следующих условий:
1) указанными лицами проведены исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
2) по результатам проведенных исследований и измерений выявлены основания для изменения размеров санитарно-защитной зоны;
3) отсутствует заявление правообладателя объекта об изменении санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров [т.е. правообладатель объекта не представлял в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров].
При этом пункт 11 Правил не ограничивает круг физических и юридических лиц, обладающих соответствующим правом, исключительно теми лицами, которые являются правообладателями земельных участков в пределах установленной СЗЗ.
Хотя нельзя исключать, что подобная интерпретация и узкое толкование пункта 11 Правил возможны со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Следует отметить, что Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не называют прямо (непосредственно) основания для изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров.
Однако из контекста и совокупного толкования пункта 9 и пункта 11 Правил допустимо сделать вывод о том, что основаниями для изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров являются:
техническое перевооружение объекта,
изменение применяемых на объекте технологий производства продукции,
изменение вида разрешенного использования или назначения объекта,
которые привели к изменению химического, физического, биологического воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона.
При этом не вызывает сомнения утверждение о том, что для цели уменьшения размеров санитарно-защитной зоны объекта должно быть выявлено такое изменение уровня воздействия объекта, которое могло привести к уменьшению, а не увеличению расчетных параметров размеров СЗЗ.
О необходимости/отсутствии необходимости приложения к заявлению проекта СЗЗ.
Следует отметить, что п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, предусматривает перечень документов, которые прилагаются к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем, согласно п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 данных Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Следует отметить, что из всех перечисленных пунктов случаи, требующие изменения размеров СЗЗ, указаны в пунктах 6, 7 и 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.
При этом Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не требуют прилагать к заявлению об изменении СЗЗ проект СЗЗ и экспертное заключение в случае, предусмотренном пунктом 11 Правил.
Иными словами, Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не требуют прилагать к заявлению об изменении СЗЗ проект СЗЗ и экспертное заключение в случае, когда физические лица, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, для которых установлен СЗЗ, реализуют свое право на представление в уполномоченный орган заявления об изменении санитарно-защитной зоны объекта в части уменьшения ее размеров в порядке, предусмотренном п. 11 Правил.
О выборе органа, уполномоченного на изменение СЗЗ.
В соответствии с п. 3 , Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Таким образом, заявление об изменении СЗЗ представляется:
1) в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (центральный аппарат);
2) в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности – в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.