На вопросы подписчиков журнала "Экология производства" отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова
Вопрос:
Предприятие сдает пищевые отходы от столовой на утилизацию по договору с государственным бюджетным учреждением по борьбе с болезнями животных для обезвреживания (кремация). Согласно ФККО, пищевые отходы относятся к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве.., что обязывает предприятие, как собственника ТКО, передавать пищевые отходы в числе прочих, относящихся к ТКО, Региональному оператору. В итоге отходы вместо обезвреживания будут валиться на полигон для захоронения. 89-ФЗ не предусматривает возможности делить ТКО на составные части и сдавать их самостоятельно на утилизацию. Между тем схема складирования и график вывоза отходов у многих организаций уже отлажены. Вопрос: есть ли основания не передавать пищевые отходы Регоператору? При этом на остальные ТКО заключить договор с РО.
Прошу рассмотреть пути выхода из сложившейся ситуации в сторону передачи пищевых отходов на кремацию.
Ответ:
Согласно п. 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.12.2018) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Согласно п. 6 ст. 24.7 отказаться от заключения такого договора вправе только те хозяйствующие субъекты, у которых в собственности или на ином законном основании есть объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Также следует не забывать о положениях п. 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2018), согласно которому собственник жилого дома или части жилого дома так же обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 ФЗ № 89: твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
С одной стороны в общем виде пищевые отходы, образующиеся в столовой, конечно же схожи по составу с пищевыми отходами, образующимися у жильцов в МКД и ЧД. С другой стороны мы так же имеем Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), согласно структуре которого отходы "7 36 100 01 30 5 Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные", "7 36 100 11 72 5 непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные" и "7 36 100 02 72 4 отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие" к ТКО все же не относятся. В их подтипе и группе нет соответствующих комментариев про отнесение или не отнесение к ТКО, однако в данный тип отходов (7 36 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению), входят другие отходы, в подтипе которых указана принадлежность к ТКО, например,7 36 210 01 72 4 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам. Отсюда можно сделать вывод, что перечисленные отходы столовых не являются априори ТКО. Смотрите также по этой теме Письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733 "О направлении информации".
Однако с учетом выше изложенных норм статьи 1 ФЗ № 89 и п.п. 5 статьи 30 ЖК, если Ваша организация осуществляет деятельность в помещении МКД, то отстоять свое право обращения с пищевыми отходами по своему усмотрению будет сложнее.
При этом, если Вы раздельно накапливаете данные отходы и передаете их именно на утилизацию, то свое право на такое обращение можно будет отстоять, т.к. в целом политика государства направлена на развитие отрасли переработки и об этом говориться во многих документах (Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30.04.2012, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176, Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р и т.д.). Так же хочу отметить, что, например, отходы картона, пластика и ряда других отходов в соответствии с п. 8 ст 12 ФЗ 89 и Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (пищевые отходы, правда в этот перечень не вошли), не подлежат захоронению в принципе, поэтому хозяйствующий субъект вправе раздельно накапливать данные отходы и передавать их на утилизацию (см. Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО"). Аналогично можно рассуждать и в отношении пищевых отходов, которые передаются на утилизацию.
В Вашем вопросе так же упоминается обезвреживание и кремация данных отходов, не совсем понятно, чем это обосновано, возможно, тем, что Ваше предприятие как-то связано с ЛПУ. Если так и Ваши пищевые отходы в соответствии с санитарными нормами должны поступать на специфическую обработку, то рекомендую обратить Ваше внимание на п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года N 1156, в контейнерах под ТКО запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Если регоператор при заключении типового договора на обращение с ТКО будет настаивать на учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (для столовых они, как правило, утверждены), то помните, что Вы имете право в соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" вести учет на основании количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (см. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 N 14АП-9765/2018 по делу N А44-5980/2018 г.)