Является ли эксплуатация настенного газового котла являться причиной постановки на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду как объекта III категории?
Решение Арбитражного суда Курганской области от 29 октября 2018 года
по делу № А34-800/2018
Предмет спора: возложение обязанности поставить на государственный учет объект негативного воздействия в качестве объекта 4 категории
Суть спора: индивидуальный предприниматель Сычугова Наталья Геннадьевна (далее – заявитель, ИП) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) по выдаче свидетельства о присвоении объекту Пивбар Пятница третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Заявитель просит возложить на Департамент обязанность поставить на государственный учет указанный объект в качестве объекта 4 категории опасности для окружающей среды.
Решение суда: в удовлетворении заявления отказать.
Фабула дела: На объекте Пивбар Пятница на 16 посадочных мест находится стационарный источник выбросов в атмосферный воздух – настенный газовый котел «Ferroli», тепловой мощностью менее 2 Гкал/час, который применяется для отопления нежилых помещений посредством сжигания газа и образования теплоносителя.
В составе выбросов в атмосферный воздух от указанного стационарного источника выбросов ИП в заявке указала наличие, помимо прочих, вещество – «Бензапирен».
26.10.2017 ИП Сычугова Н.Г. обратилась в Департамент с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.
По мнению заявителя, он осуществляет на объекте деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива), и объект соответствует критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 Критериев № 1029.
31.10.2017 Департаментом ИП выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду , в отношении указанного объекта - Пивбар Пятница с присвоением ему III категории негативного воздействия на окружающую среду.
Представитель заинтересованного лица указал, что поскольку в составе выбросов указанного стационарного источника загрязнения окружающей среды (газового котла «Ferroli») имеется вещества 1 класса опасности - «Бензапирен», указанный объект не может быть отнесен к объектам IV категории и является объектом III категории.
Заявитель, не согласившись с действиями Департамента о присвоении названному объекту третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Правовое обоснование:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или)
другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.
Порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.
В силу названной статьи Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Как следует из материалов дела, в силу пункта 8 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 N 338, к полномочиям Департамента в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, ведение государственного учета и регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Из указанных норм права следует, что по заявке хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляющего деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, уполномоченный орган власти осуществляет действия по постановке этого объекта на государственный учет. При постановке объекта на учет ему присваивается код и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Критериями № 1029 и заявителю выдается свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
На территории Курганской области таким уполномоченным органом в силу изложенных выше норм является Департамент.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом в пределах установленной компетенции.
В силу статьи 4.1 Закона № 7-ФЗ загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В составе данного перечня загрязняющих веществ для атмосферного воздуха содержится «Бензапирен».
Согласно ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 114, действующим в период возникновения спорных отношений, а также согласно Гигиеническим нормативам ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 N 165, действующим в настоящее время, «Бензапирен» отнесен к веществам 1 класса опасности.
В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к IV категории является наличие одновременно следующих критериев (п. 6):
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах, в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Пункт 7 - осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, указанным в подпункте «б» пункта 6 настоящего документа.
Пункт 8 - использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, указанным в пункте 6 настоящего документа.
Таким образом, к IV категории отнесены объекты, на которых имеются стационарные источники загрязнения окружающей среды, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ и на которых отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и на которых осуществляется деятельность, предусмотренная пунктами 7, 8 настоящего документа.
При несоответствии этим условиям, согласно установленным Критериям, объекты относятся к пункту 5 III категории, в соответствии с которым Критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах названного документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе.
Как указывалось выше, на объекте ИП - Пивбар Пятница имеется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, используемый для отопления нежилых помещений (настенный газовый котел «Ferroli», тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), в составе выбросов которого в атмосферный воздух имеется, помимо прочих, вещество – «Бензапирен», относящееся к загрязняющему веществу 1 класса опасности. При этом ИП осуществляет экономическую деятельность - деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, что не является деятельностью, предусмотренной пунктами 7, 8 Критериев и деятельностью, предусмотренной разделами I, II Критериев.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерном отнесении Департаментом спорного объекта ИП к объектам III категории.
Решение принято судом первой инстанции.