В ходе мероприятия обсуждались вопросы реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров провел заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при СФ. В ходе мероприятия обсуждались вопросы реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В своем выступлении первый вице-спикер СФ назвал этот закон «многострадальным», связав это как с переносом сроков введения его в действие, так и со степенью практической готовности многих субъектов Федерации к его реализации.
«В частности, в Государственной Думе рассматривается законопроект, предоставляющий право городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю до 1 января 2022 года не применять нормы федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, утилизации, обезвреживании, хранении твердых бытовых отходов региональными операторами», — сказал Николай Федоров.
Он обратил внимание на то, что для исполнения закона должны были принять 36 подзаконных актов, на данный момент выпущено 30. По словам сенатора, в недрах бюрократической машины увязли три проекта постановлений Правительства РФ, касающиеся нормативов качества окружающей среды, комплексных экологических разрешений, а также перечня стационарных источников и вредных веществ, подлежащих контролю.
«Та же печальная судьба постигла три проекта приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Речь идет о порядке и методах определения нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных веществ, о правилах разработки технологических нормативов, плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности», — добавил Николай Федоров.
В рамках парламентского контроля первый вице-спикер СФ обратился к представителям органов исполнительной власти. По его словам, надо срочно исправлять положение, иначе с 1 января будут проблемы с реализацией упомянутого закона.
К 2024 году необходимо втрое сократить долю загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, уничтожить свалки, создать инфраструктуру, обеспечивающую обращение с самыми опасными отходами
Сенатор напомнил, что в майском указе Президента РФ поставлена высокая планка в достижении экологических показателей. «К 2024 году необходимо втрое сократить долю загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, уничтожить свалки, создать инфраструктуру, обеспечивающую обращение с самыми опасными отходами, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда. В крупных промышленных центрах не менее чем на 20 процентов нужно снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. И это далеко не полный список. На выполнение обозначенных задач Президент отводит всего пять лет», — подчеркнул Николай Федоров.
Законодатель отметил, что предстоит выполнить огромный объем плановой работы, оперативно реагировать на возникающие проблемы. Нужна качественная и максимально объективная система оценки внедрения наилучших доступных технологий, чтобы видеть, насколько эффективно работает Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
В ходе заседания заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов напомнил, что законом предусматривается разделение предприятий на четыре категории по степени негативного воздействия на окружающую среду. «Необходимо выделить предприятия, которые несут основной риск загрязнения, и сосредоточиться на них в первую очередь», — сказал он.
В рамках мероприятия также выступили статс-секретарь, заместитель Министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, органов государственной власти регионов, промышленных предприятий.
Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров по итогам выступлений участников дискуссии отметил, что в связи с реализацией норм закона особое внимание нужно обратить на ряд проблем, которые перечислены в проекте решения Совета. В частности, это необходимость исключения из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения, что до сих пор не нашло своего отражения в законодательстве.
«Для учета требований закона также следует внести изменения в порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», — сказал Алексей Майоров.
По итогам заседания принят проект решения Совета, который содержит соответствующие рекомендации Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам.