Весь мир уже пришел к однозначному мнению, что по сути никаких отходов в материальной культуре человечества нет. Все отходы - и промышленные, и бытовые - на самом деле являются ценным ресурсом. Их можно переработать в полезные изделия или источники дополнительной энергии, а просто закапывать их в землю или сжигать - непростительное расточительство.
Во всех отраслях и сферах производства необходим рециклинг, то есть процесс возвращения ценной части отходов в технологические цепочки производства новых товаров.
Россия начала решать эти проблемы позже многих других стран, зато взялась за них со свойственным нам рвением и желанием решить все и сразу. Переломным стал 2017 год, объявленный в нашей стране Годом экологии. Тогда были одобрены важные поправки в существующие нормативные правовые акты: утверждены сроки ввода запрета на захоронение отходов, уточнены понятия "сбор" и "накопление", упрощен порядок получения лицензий I-IV классов опасности. Уже завершилась и вторая кампания по уплате экологического сбора.
- Со следующего года сегмент переработки отходов должен полностью выйти из тени, - говорит генеральный директор компании Inventra Рафаэль Григорян. - Разработаны территориальные схемы, в большинстве субъектов Федерации выбраны региональные операторы, которые будут заниматься сбором и утилизацией отходов, многие нелегальные свалки предполагается рекультивировать за счет средств, собранных ими. На бумаге все выглядит крайне привлекательно, однако как будет работать система на практике, покажет лишь время. Будут ли регоператоры, обладающие всей ресурсной базой, заинтересованы именно в переработке отходов? Будут ли отходы доступны компаниям-рециклерам, которые уже сейчас испытывают их острую нехватку?
В законодательной и нормативной базе есть пробелы, которые могут мешать переработке отходов
Эти вопросы обсудили участники международной конференции "Переработка отходов 2018", которая прошла в Москве. Большое внимание выступающие уделили твердым коммунальным отходам (ТКО), значительную часть которых - до 15 процентов - составляют полимеры: различные виды упаковки, пленок, ПЭТ-тара и т.п. Они хорошо поддаются рециклингу, и многие из них могут подвергаться переработке неоднократно, превращаясь в ценную и востребованную продукцию. Это стало основанием для создания достаточного количества перерабатывающих мощностей, и специализирующиеся на переработке полимеров компании уже сегодня могли бы избавить наши города и поселки от больших объемов ТКО.
Однако сегодня, говорили участники конференции, мощности большинства российских переработчиков ТКО, и в первую очередь пластика, остаются незагруженными ввиду нехватки сырья. В то же время в России вовсю популяризируют идеи строительства мусоросжигательных заводов. Их польза вроде бы очевидна - они позволят быстро сокращать объемы накопленных отходов. Однако сжиганию будут подвергнуты среди прочих и ценные фракции, пригодные для рециклинга.
15 процентов твердых коммунальных отходов составляют полимеры
- Если в регионе поставят завод по сжиганию мусора, то он, как пылесос, "съест" все отходы, - предсказал исполнительный директор департамента финансирования инфраструктурных проектов "ВТБ Капитал" Александр Романов. - Сырья для переработки просто не останется.
- Быстро растет спрос на вторичный полиэтилен и пропилен. И решения по переработке практически всех видов полимеров, включая даже легкий полистирол, есть, - заявил председатель совета директоров компании "Экотехнологии" Константин Рзаев. - Но они наталкиваются на нерешенные проблемы с раздельным сбором ТКО. Тем не менее сбор растет, за этот год - на 7-8 процентов. Но сортировочные мощности там, где нет раздельного сбора, отстают.
Говорили участники дискуссии и о том, что есть пробелы и в законодательной, и нормативной базе, которые могут мешать переработке отходов.
- Слабо закреплен в законодательстве статус регионального оператора, - акцентировал внимание присутствующих директор проекта "Центр ГЧП" Газпромбанка Константин Батунин. - Если в регионе образовалась свалка, он должен устранить ее в течение двух недель и лишь потом может вчинить регрессный иск ее владельцу. Если он не выполнит это требование, его статус в любой момент могут отозвать. Но если свалок в регионе много? Он просто разорится. Оператору нужна собственная финансовая подушка, чтобы не разориться в первые же месяцы работы. И не нужно испытывать иллюзий - банк денег не даст, пока не будет уверен, что система окупаема.
В стране уже сложился новый сектор бизнеса - переработка отходов. Но проблем у него пока больше, чем возможностей.
Татьяна Батенёва