Предприятия осуществляющие сброс в ЦСВ обязаны представить декларацию о составе и свойствах сточных вод до 1.11.2018г.
В соответствии с приложением 3 постановления правительства РФ №644 от 29.07.2013г. при заполнении декларации используем значения концентраций.
ВОПРОС 1. Имеем ли право при заполнении значений концентраций использовать анализы параллельной(аккредитованной) лаборатории?
ВОПРОС 2. Если в течении 2 лет не было превышения например по БПК5 (диапазон показателей 100-200 мг/л), имеем ли право указывать в декларации значение 300 мг/л(оно является ДОПУЩЕННЫМ к сбросу в ЦСВ
Применительно к описываемой ситуации при составлении декларации о составе и свойствах сточных вод необходимо учитывать следующие требования Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила).
В соответствии с п. 125 Правил:
декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу.
Согласно п. 128 Правил:
декларация содержит:
а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);
б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения;
в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев;
г) иные сведения, указанные в форме декларации.
В соответствии с абз. 2 п. 129 Правил:
значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.
Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод , при этом в обязательном порядке:
- учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
- исключаются значения запрещенного сброса;
- не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.
В связи с указанным, по вопросу 1 следует отметить следующее.
Абонент ЦСВ при составлении декларации, а именно при определении значений фактических концентраций и фактических свойств сточных вод, оценивает результаты анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента аккредитованной лабораторией аккредитованной.
При этом в соответствии с п. 29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525:
при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Таким образом, результаты анализов состава и свойств сточных вод, полученные абонентом при параллельном отборе проб сточных вод посредством проведения анализа отобранных проб в аккредитованной лаборатории, могут быть использованы (могут оцениваться) для определения значений фактических концентраций и фактических свойств сточных вод, указываемых в декларации о составе и свойствах сточных вод.
В свою очередь, по вопросу 2 необходимо отметить следующее.
Как указано выше, абонент ЦСВ для цели составления декларации должен определить фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения.
Абонент вправе при определении значений фактических концентраций и фактических свойств сточных вод, на основании результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выбирать любые значения в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод.
Вместе с тем при определении фактических концентраций и фактических свойств сточных вод абонент должен обязательно учитывать результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом в соответствии с п. 130 Правил:
организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 10 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях:
отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
несоответствие сведений, указанных в пунктах 1 - 5 формы декларации, действительности таких сведений;
указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к данным Правилам, а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.
Таким образом, при составлении декларации о составе и свойствах сточных вод фактических концентраций и фактических свойств сточных вод абонент:
1) должен определять значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод;
2) не должен допускать указания в декларации значений фактических концентраций веществ или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, полученных по результатам контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ, за прошедшие 2 года .
Следовательно, правила составления декларации не допускают возможность указания в декларации в качестве фактических концентраций и фактических свойств сточных вод значений:
1) ниже минимальных значений результатов анализов состава и свойств проб сточных вод
2) выше максимальных значений результатов анализов состава и свойств проб сточных вод;
3) ниже минимальных значений, полученных по результатам контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ, за прошедшие 2 года.
Однако справедливо отметить, что указание абонентом ЦСВ в декларации о составе и свойствах сточных вод в качестве фактических концентраций и фактических свойств сточных вод значений, превышающих максимальные значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод (то есть находящихся за пределами интервала от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод), само по себе не является основанием для отказа организации ВКХ в принятии декларации.
Важно подчеркнуть, что Правила холодного водоснабжения и водоотведения не предусматривают иные основания для отказа организации ВКХ в принятии декларации кроме оснований, указанных в пункте 130 Правил.
Автор В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»