Вопрос:
У организации ООО Альфа заключен договор с ООО Транс (имеет лицензию только на транспортирование). в договоре между ООО Транс и ООО Альфа прописаны услуги по транспортированию и обезвреживанию, далее по факту оказания услуг ООО Транс выставляет документы на транспортирование и обезвреживание. ООО Транс транспортирует отходы на обезвреживание организации ООО МосЭко (заключен договор, имеется лицензия на обезвреживание), но Альфа как собственник отхода не имеет никаких договорных обязательств с ООО МосЭко. Имеет ли место быть такая цепочка передачи отходов на обезвреживание? или необходимо заключить договор Альфе с МосЭко и документы должны закрываться транспортировщиком только на транспортные услуги а МосЭко только на обезвреживание. Как правильно поступить?
Отвечает Алымова Валерия, ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии"
Ответ:
В настоящее время, начиная с 01.01.2015 г., законодательство не содержит требований, предписывающих обязанность собственника отходов I-IV классов опасности передавать отходы исключительно тому лицу, у которого имеется лицензия, предоставляющая право на осуществление соответствующего лицензируемого вида работ с отходами I-IV классов опасности (в зависимости от цели передачи отходов).
При этом до 01.01.2015 г. органы государственного экологического надзора выводили соответствующее требование из пункта 3 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым:
собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
[С 01.01.2015 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" изложена в следующей редакции:
право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.]
Однако не смотря на отсутствие каких-либо норм, прямо или косвенно устанавливающих запрет на передачу отходов I-IV классов опасности для осуществления лицензируемого вида работ с такими отходами лицу, у которого отсутствует лицензия на осуществления соответствующего вида деятельности, органы госэконадзора нелояльно, а в некоторых случаях и резко отрицательно, относятся к подобной практике.
В основном с позицией, например, территориальных органов Росприроднадзора по данному вопросу можно столкнуться при прохождении процедуры утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Так, согласно п. 17 Методических указанийпо разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349:
в ПНООЛР включаются [в том числе]:
сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
В свою очередь, согласно п. 28 Методических указаний, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349:
в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются [в том числе]:
заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности.
В соответствии с примечанием к приложению № 11 "Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам" к Методическим указаниям:
[...] при предлагаемой ежегодной передаче отходов I-IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения указывается номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV класса опасности.
По общей практике территориальные органы Росприроднадзора толкуют указанные положения Методических указаний следующим образом:
при намерении передачи отходов I-IV классов опасности иным лицам хозяйствующий субъект должен отразить в ПНООЛР/приложить к ПНООЛР:
сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего обезвреживания;
сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию I-IV класса опасности хозяйствующих субъектов, которым отходы передаются на основании соответствующих договоров;
заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью обезвреживания конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;
При этом непредставление указанных сведений в составе ПНООЛР нередко рассматривается территориальными органами Росприроднадзора как несоответствие разработанного ПНООЛР положением Методических указаний с вытекающими негативными последствиями.
Таким образом, наиболее приемлемыми и менее рискообразующими вариантами передачи отходов I-IV классов опасности для цели транспортирования и обезвреживания являются:
1) или передача отходов лицу, осуществляющему сбор, транспортирование и обезвреживание отходов I-IV классов опасности (в том числе наряду с иными лицензируемыми видами деятельности), имеющему соответствующую лицензию;
2) или передача отходов I-IV классов опасности:
- для транспортирования – на основании договора на транспортирование отходов, заключенного с лицом, имеющим лицензию на транспортирование отходов I-IV классов опасности;
- для последующего обезвреживания – на основании договора на обезвреживание отходов, заключенного с лицом, имеющим лицензию на сбор и обезвреживание отходов I-IV классов опасности.