Верховный Суд Российской Федерации подтвердил законность такого способа извещения юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, как вручение уведомления работнику этой организации (не законному представителю, и даже не ответственному за прием корреспонденции) (Определение ВС РФ от 17 сентября 2018 г. № 303-АД18-14637).
Обстоятельства дела довольно любопытны: работник (юрист) организации – правонарушителя получил от Роспотребнадзора уведомление о дате и времени оформления протокола в тот момент, когда присутствовал в ведомстве по совершенно иному вопросу. При этом обстоятельства вручения этого извещения и не отрицались Роспотребнадзором. Юрист, со своей стороны, был уверен, что за этим вручением должно последовать второе, уже в адрес самого юридического лица, и поэтому даже не обмолвился о первом уведомлении руководителю организации. Второго извещения, однако, не последовало, и тот же самый юрист, в конечном итоге, и присутствовал на составлении протокола в Роспотребнадзоре, правда, на основании общей доверенности на представление интересов предприятия без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле.
Суд первой инстанции указал, что уведомлять надо было саму организацию, а не представителя по общей доверенности, а раз Роспотребнадзор не может доказать, что этот представитель известил своего доверителя, то, следовательно, вовсе никакого надлежащего извещения не было, и процедура привлечения к административной ответственности была нарушена.
Однако суд апелляционной инстанции пришел к противоположному выводу:
- нормы законодательства не содержат требований к направлению извещения лицу, привлекаемому к административной ответственности, исключительно какими-либо определенными способами. В частности, КоАП не предусматривает императивно вручение извещения лично законному представителю юридического лица;
- значит, извещение юридического лица через работника такого юридического лица не нарушает требований закона;
- в данном деле уведомление было вручено работнику предприятия, что удостоверено его подписью, следовательно, организация была надлежащим образом извещена;
- отсутствие у юриста доверенности на представление интересов предприятия по конкретному делу в данном случае правового значения не имеет.
ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу предприятия, нарушения норм материального и процессуального права не усмотрел и в передаче для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказал.
Отметим, что аналогичное отказное определение ВС РФ вынес в мае (определение от 23 мая 2018 года № 304-АД18-5821).