Одним из основных рисков для экспорта российского угля остаются возможные ограничения на его перевалку в портах. Как считают эксперты ИПЕМ, из-за этого бюджет может потерять к 2030 году от 0,5 млрд до 33 млрд руб. Речь идет в первую очередь о запретах, связанных с борьбой с угольной пылью. В отрасли отмечают, что стивидоры и так расширили экологические программы, но по-прежнему возникают законопроекты, обязывающие инвестировать в закрытую перевалку угля.
По оценкам ИПЕМ, «необоснованные ограничения» перевалки угля на экспорт (к 2030 году ожидается рост на 29%, до 240 млн тонн) могут вызвать «заметные негативные последствия для экономики» (“Ъ” ознакомился с докладом института). Даже простой запрет перевалки в универсальных терминалах для снижения пыления, но без ограничений на строительство новых и модернизации специализированных угольных терминалов, говорится в докладе ИПЕМ, создаст дефицит пропускной способности в 15,3 млн тонн, добыча сократится на 1,8%, доходы бюджета — на 0,5 млрд руб.
Речь идет о последствиях решения проблемы угольной пыли, которая в июне 2017 года вышла на уровень президента в ходе прямой линии с ним. Тогда депутаты Госдумы от «Единой России» и ЛДПР выдвигали идеи по борьбе с пылью, но против радикальных мер выступали отрасль и министерства (см. “Ъ” от 6, 13, 24 июля и 23 августа 2017 года). В мае 2018 года Дмитрий Медведев предписал использовать принцип «наилучшей доступной технологии» (НДТ) при перегрузке угля в портах, соответствующий справочник Минпромторг и другие регуляторы должны обновить к маю 2019 года.
В Минпромторге “Ъ” сообщили, что в рабочую группу по актуализации справочников по НДТ входят в том числе стивидоры, научные организации, отраслевые ассоциации. Завершен сбор данных по отрасли, в группе рассмотрена первая редакция проекта этого раздела справочника. Вторая редакция пройдет рассмотрение повторно, все работы по актуализации планируется завершить к концу года, сообщили в Минпромторге.
Но борьба с пылью продолжается: в июле депутаты от ЛДПР внесли законопроект, обязывающий терминалы для пылящих грузов делать закрытые зоны по пересыпке, конвейеры и перегрузочное оборудование. Источники “Ъ” на рынке называют эти меры популистскими и утверждают, что идею не поддерживают не только в отрасли, но и среди регуляторов.
Как отмечают в ИПЕМ, при более жестких ограничениях негативные эффекты усиливаются. Так, если перевалку угля вести только в закрытых специализированных терминалах, что потребует переоборудования открытых площадок, дефицит пропускной способности портов к 2030 году дойдет до 42,2 млн тонн. Добыча упадет на 10,3%, доходы бюджета — на 3 млрд руб. Отдельно эксперты показали сценарий полного прекращения перевалки угля. Тогда снижение экспорта в 2030 году может достигнуть 114–186 млн тонн, добыча упадет на 28–45%, доходы бюджета сократятся на 33 млрд руб. (20 млрд руб.— от стивидоров, 13 млрд руб.— от угольщиков). Особенно серьезно это скажется на угольных и портовых регионах, таких как Кузбасс и Хабаровский край. По подсчетам института, от снижения доли РФ на мировом рынке угля выиграют США, Колумбия, ЮАР и другие поставщики. Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев отмечает, что сценарий полной остановки перевалки гипотетический: «Мы хотели показать, что может быть в случае необдуманных действий с учетом появляющихся инициатив, связанных с работой угольных терминалов».
Пока наименее болезненным решением проблемы выглядит актуализация НДТ, которую поддерживают и ведомства, и участники рынка. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что внимание общественности и правительства уже увеличило инвестпрограммы угольных портов в экологию до 6–7 млрд руб. в 2016–2020 годах. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в ближайшие пять лет вести экспорт угля в запланированных объемах без универсальных терминалов невозможно. Ограничения в некоторых случаях можно обосновать экологией, говорит он, но это надо делать поэтапно, синхронизируя с инвестпроектами стивидоров по переходу на НДТ.
Анастасия Веденеева