Проблема свободного доступа граждан к водным объектам, особенно в теплое время года, имеет особую актуальность.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшем компоненте окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации. При этом согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), исключение из этого правила составляют лишь пруды и обводненные карьеры, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд на соответствующей территории.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Следует знать, что физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к водному объекту и береговой полосе водных объектов общего пользования, ограничивать доступ к данным водным объектам.
Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административную ответственность по статье 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ограничение доступа к водному объекту общего пользования противоречит требованиям действующего законодательства. В тоже время оценка законности действий лиц, перекрывающих доступ к водному объекту, дается только после проведения проверки по указанным фактам. Так, в ходе проверки устанавливаются основания пользования земельным участком, на котором стоит ограждение (шлагбаум), выясняется категория указанных земель, наличие сервитутов, наличие самого факта перекрытия доступа и т.д.
Если гражданин считает, что его права нарушены неправомерным ограничением доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, он вправе обратиться с соответствующим заявлением в государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции в указанной сфере.
Также граждане могут обратиться за защитой своих прав в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в размере от 50 до 200 метров в зависимости от их протяженности, ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
При этом в границах водоохранных зон, кроме прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных вод и использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды); разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча осуществляются в границах предоставленных им в соответствии с законодательством о недрах горных отводов и (или) геологических отводов).
В тоже время нередко граждане на своих автомобилях используют территории водоохранных зон для отдыха, нанося при этом вред природе.
Ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция данной нормы предусматривает административный штраф для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.