Эксперт проекта ОНФ «Генеральная уборка», заместитель генерального директора СРО «Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев рассказал об основных причинах пробуксовки «мусорной» реформы в нашей стране. По его мнению, ситуация в нашей стране в части устойчивого развития, циклической экономики сейчас откатывается назад.
«Главная и коренная причина – это, конечно, непонимание основополагающих закономерностей процесса теми, кто этот процесс регулирует. Если же проиллюстрировать это непонимание конкретными результатами в виде принимаемых подзаконных актов, то они – следующие. Во-первых, низкие ставки экосбора – настолько низкие, что они даже теоретически никого и никогда не смогут стимулировать к каким-либо усилиям. Так, по отходам полимерной упаковки они занижены в шесть раз по сравнению с расходами на транспортирование и обработку пластика. Это подтверждается размерами и различием ставок экосбора в Европейском союзе на бумагу, пластик, комбинированные материалы. Во-вторых, практика ЕС показывает, что ответственность товаропроизводителей за отходы от товаров и упаковки (ограничиваемая в нашем законодательстве нормативами утилизации) эффективна на уровне 100%, а не 15 и не 20», – отметил Кондратьев.
По его словам, ни в одной стране размер ставки экосбора не умножается на цель по утилизации. Цели устанавливаются отдельно, и товаропроизводитель должен отчитаться об их выполнении, но при этом (и параллельно с этим) компаниям, занимающимся сбором и обработкой отходов, товаропроизводители оплачивают 100% их расходов.
«Цель по возврату отходов во вторичный оборот является дополнительным критерием. У нас же товаропроизводителю обозначена цель гораздо ниже уже существующего в стране уровня переработки, при этом ее невыполнение не ведет ни к чему, кроме оплаты государству 15–20% расходов на сбор и обработку соответствующих отходов. Таким образом, мало того что ответственность снижена в несколько раз, так еще и существует отличная возможность поторговаться с компаниями, уже перерабатывающими эти объемы. Лишь реальная, стопроцентная ответственность производителя может повысить показатели по возвращению отходов во вторичный оборот, приблизив их к уровню ведущих мировых показателей, как это поручено сделать. Дополнительным препятствием для установления реалистичных целей по возвращению отходов во вторичный оборот является отсутствие статистики по движению отходов на этапах их жизненного цикла – от этапа заготовки и обработки вторичного сырья до производства продукции из него. Это связано с несовершенством общероссийских классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности. В настоящее время в Минпромторге России рассматриваются предложения ассоциации по совершенствованию национальной системы статистики», – подчеркнул эксперт.
Третий аспект, тормозящий реформу, по его словам, – запрет на захоронение полезных фракций, который на самом деле ничего не запрещает.
«Запрещено захоронение уже отсортированных отходов, но кто же повезет захоранивать то, на что он уже потратил силы и средства? Зато захоранивать неотсортированные полезные фракции можно в любых количествах. Вспомним наше социалистическое прошлое, где каждое предприятие и каждая торговая точка отчитывались о сдаче вторсырья. Теперь обратимся к международному опыту: в Голландии, например, разрешено захоронение только 10% образовавшихся отходов. А у нас? Слишком много деклараций и слишком мало работающих механизмов», – резюмировал Кондратьев.