Решим ваши проблемы за 60 минут!
+7 (8212) 4000-20
Работаем с 9:00 до 17:00 по будням

Проведение оценки риска для здоровья населения для объекта

17.08.2018 10:46:29
Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 222 (далее Постановление) от 03.03.2018 г. для площадки был разработан проект санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 3.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:«Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).»

В границы нормативной санитарно-защитной зоны объекты с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями к качеству атмосферного воздуха не попадают.

Было выдано экспертное заключение.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ из-за отсутствия сведений об оценки риска для здоровья населения.

Просим Вас разъяснить необходимо ли для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения проведение оценки риска для здоровья населения для нашего объекта.

Отвечает эксперт журнала "Экология производства", ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии", В.А.Алымова

Согласно п. 3 "Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 (далее – Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222):

в случае если до дня вступления в силу данного постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.

[...].

В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:

при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.

Состав материалов, представляемых совместно с заявлением об установлении или изменении СЗЗ, предусмотрен в п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, согласно которому:

к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В свою очередь, в соответствии с п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:

проект санитарно-защитной зоны содержит [в том числе]:

- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 данных Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Таким образом, обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, которое должно содержаться в проекте СЗЗ и является его составной частью, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом:

- расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;

- оценки риска для здоровья человека.

Однако Правила, утв. Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не указывают, при обосновании размеров санитарно-защитных зон каких объектов должна проводиться оценка риска для здоровья человека.

Вместе с тем, как указано выше, необходимо учитывать, что обоснование размеров и границ СЗЗ, включаемое в проект СЗЗ, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом в соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [раздел III СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет правила проектирования СЗЗ]:

размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Согласно абз. 6 п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

Следует отметить, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

- предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов I и II классов опасности;

- не предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов III, IV и V классов опасности;

- указывают на нецелесообразность выполнения работ по оценке риска для здоровья населения в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.

Важно обратить внимание, что ни положениями Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, ни положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрена возможность непроведения оценки риска для здоровья человека в случае, если в границы нормативной санитарно-защитной зоны не попадают нормируемые территории (территории с нормируемыми показателями качества среды обитания человека).

Больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru

Реквизиты компании

ООО «ЧИСТОХОД»

ИНН: 1101140616

КПП: 110101001

ОГРН: 1131101002097

Скачать карту партнёра