Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 222 (далее Постановление) от 03.03.2018 г. для площадки был разработан проект санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 3.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:«Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).»
В границы нормативной санитарно-защитной зоны объекты с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями к качеству атмосферного воздуха не попадают.
Было выдано экспертное заключение.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ из-за отсутствия сведений об оценки риска для здоровья населения.
Просим Вас разъяснить необходимо ли для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения проведение оценки риска для здоровья населения для нашего объекта.
Отвечает эксперт журнала "Экология производства", ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии", В.А.Алымова
Согласно п. 3 "Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 (далее – Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222):
в случае если до дня вступления в силу данного постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.
[...].
В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
Состав материалов, представляемых совместно с заявлением об установлении или изменении СЗЗ, предусмотрен в п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, согласно которому:
к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В свою очередь, в соответствии с п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
проект санитарно-защитной зоны содержит [в том числе]:
- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 данных Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, которое должно содержаться в проекте СЗЗ и является его составной частью, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом:
- расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;
- оценки риска для здоровья человека.
Однако Правила, утв. Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не указывают, при обосновании размеров санитарно-защитных зон каких объектов должна проводиться оценка риска для здоровья человека.
Вместе с тем, как указано выше, необходимо учитывать, что обоснование размеров и границ СЗЗ, включаемое в проект СЗЗ, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом в соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [раздел III СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет правила проектирования СЗЗ]:
размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Согласно абз. 6 п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Следует отметить, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов I и II классов опасности;
- не предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов III, IV и V классов опасности;
- указывают на нецелесообразность выполнения работ по оценке риска для здоровья населения в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.
Важно обратить внимание, что ни положениями Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, ни положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрена возможность непроведения оценки риска для здоровья человека в случае, если в границы нормативной санитарно-защитной зоны не попадают нормируемые территории (территории с нормируемыми показателями качества среды обитания человека).
Больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru