Вопрос:
В процессе производственного цикла образуется сточная вода от предприятия: производственная, хозяйственно - бытовая и ливневая, которые проходят процесс предварительной очистки.
Куда разрешается сброс сточных вод при отсутствии водного объекта вблизи предприятия и как это будет нормироваться.
Отвечает эксперт журнала "Экология производства", ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии", В.А.Алымова
На сегодняшний день, с учетом положений действующего законодательства, на практике применимы 3 способа удаления сточных вод:
1) сброс сточных вод в водный объект [требуется оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс];
2) сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения [требуется заключение договора водоотведения];
3) сброс сточных вод в специальные сооружения (на на почву, не на рельеф местности, не на водосборную площадь), предназначенные для аккумулирования и последующего вывоза сточных вод из мест образования.
Важно обратить внимание, что в настоящее время такой способ как сброс на рельеф местности (широко распространенный еще несколько лет назад) является фактически неприменимым, в первую очередь, по причине отсутствия возможности оформления разрешительной документации на оказания такого вида воздействия на окружающую среду.
Здесь необходимо отметить следующие обстоятельства:
1. Действующим законодательством не установлен порядок (регламент) выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ на водосборную площадь.
2. Сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду (в том числе на водосборную площадь) в отсутствие разрешения на сброс не допускается, поскольку является нарушением п. 4 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом можно отметить следующие потенциальные правовые и иные барьеры:
1) запрет, установленный Водным кодексом РФ в отношении сбросов в границах водоохранных зон.
Так, согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ:
в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
2) практику выдачи разрешений на выбросы и сбросы в окружающую среду на основании разработанных природопользователями нормативов допустимого воздействия на компонент окружающей среды.
При этом действующим законодательством не установлен порядок разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборную площадь.
3) отсутствие порядка согласования (утверждения) нормативов допустимых сбросов на водосборную площадь.
Таким образом, С точки зрения возможности получения (оформления) правоустанавливающей документации, действующее законодательство не предусматривает иных законных способов удаления сточных вод кроме:
сброса сточных вод в водный объект, осуществляемого на основании разрешения на сброс загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в водный объект;
сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения, осуществляемого на основании договора водоотведения;
помещения сточных вод в искусственные сооружения – например, пруды-испарители.
Данная точка зрения частично подтверждается мнением Минприроды России, выраженном в Письме Минприроды России от10.10.2016 г. № 12-50/8275-ОГ
Состоит из трех суждений:
1) сброс на водосборную площадь, как вид негативного воздействия на окружающую среду, исключен из статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ;
2) хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду;
3) сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.
Больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru