По поручению президента правительство работает над поправками в законодательство РФ. Они предусматривают установление дифференцированной административной ответственности за различные виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В современной России проблемы экологии, безусловно, на острие: масштабы загрязнений всё больше, последствия — тяжелее. Например, Челябинская, Свердловская области несут экологическое бремя «опорного края державы», расплачиваясь за развитие промышленности качеством воздуха, воды и почвы. Московская область задыхается в дыму свалок, растущих пропорционально объемам потребления в столице. Непейно, Каурцево, Скоково, Ядрово — горячие точки множатся, населению всё сложнее дышать, жить и работать, как раньше.
Ситуация накаляется, и, если ничего не предпринять, в будущем нас может ждать социальный взрыв. Крайне важно именно сейчас проявить чуткость и внести в законодательство изменения, которые сделают наказание соразмерным правонарушению.
К сожалению, пока в нашем обществе законопослушность в большей степени определяется именно наличием тех или иных мер ответственности. А в сфере обращения с отходами система этих мер явно не сбалансирована и не выполняет возложенных на нее функций справедливого наказания, предупреждения и профилактики.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы сферы обращения с отходами. Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 8.2 устанавливает административную ответственность за несоблюдение норм закона. Однако действующая редакция статьи дефектна — она различает субъекты правонарушений, но не делает различий по характеру, тяжести и масштабу деяний.
По данным Роспотребнадзора, среди норм, за нарушение которых чаще всего привлекают к ответственности по данной статье, — наличие раздельных контейнеров с крышками (или специально закрытые конструкции), расположение площадки для сбора мусора и пищевых отходов на расстоянии менее 25 м от организации торговли, очищение контейнеров и мусоросборников не реже одного раза в сутки. Эта же статья применяется в таких серьезных случаях, как захоронение опасных отходов промышленного производства или медицинских отходов в неположенных местах, в том числе не исключающих контакта с людьми.
Очевидно, что степень негативных последствий правонарушений в сфере обращения с отходами зависит от таких критериев, как класс опасности, наличие угрозы жизни или здоровью людей, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Стоит отметить, что правительство уже предпринимало попытки внести изменения в ст. 8.2 КоАПа. Законопроект 2014 года предполагал ее расширение до шести частей, но в начале июля 2018-го документ отклонила Госдума — ко второму чтению накопилось слишком много замечаний.
Между тем дефектность ст. 8.2 КоАП РФ — лишь часть проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в сфере обращения с отходами. Зачастую нарушители даже не попадают в поле зрения правоохранителей. У нас есть природоохранная прокуратура, но нет природоохранной полиции, которая могла бы не только оперативно пресекать экологические правонарушения, но и предупреждать их.
В 1990-е годы в нашей стране уже предпринимались попытки реализовать такую инициативу в рамках системы МВД. Например, в Москве в 1996 году было создано управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. Во многих странах мира успешно действует «зеленая полиция» — например, в Израиле и Германии. Не вижу причин, по которым создание централизованной экологической полиции в России было бы невозможным.
В ближайшие годы экология должна стать центром внимания государственных деятелей и всех политических сил страны. Качество и продолжительность жизни россиян напрямую зависят от состояния окружающей среды.
Автор — первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции