Российские машиностроители могут получить новый механизм поддержки отрасли: по данным “Ъ”, Минпромторг предложил ввести утилизационный сбор для производителей газовых турбин мощностью до 32 МВт. При этом, как и сейчас в автопроме, отечественным компаниям сбор неофициально компенсируют субсидиями из бюджета, так что, как полагают собеседники “Ъ”, вырастет лишь цена импортного оборудования. Сильнее всего мера ударит по рынку распределенной генерации и может увеличить конечные энергоцены для потребителей.
Минпромторг предлагает ввести утилизационный сбор для газовых турбин мощностью до 32 МВт, сообщили “Ъ” источники в машиностроительном комплексе и подтвердили в Минпромторге. В министерстве “Ъ” пояснили, что речь идет о поправках к закону «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ). «Акт правительства РФ с определенной номенклатурой и техническими характеристиками будет внесен после согласительных процедур со всеми заинтересованными ведомствами и организациями»,— сообщили там. В Минпромторге утверждают, что решение по утильсбору «окажет минимальное воздействие на оптовый энергорынок». Предлагаемый размер сбора и возможные сроки его введения в министерстве не назвали, но один из собеседников “Ъ” говорит, что Минпромторг предлагал установить сбор на уровне 7% от стоимости оборудования.
Газовые турбины до 32 МВт — основной тип турбин для нефтегазовой отрасли, их используют прежде всего для транспорта углеводородов по трубопроводам. Участники энергорынка поясняют “Ъ”, что в этом секторе доля иностранного оборудования крайне мала. «Газпром», в частности, закупает газоперекачивающие агрегаты «Ладога» «РЭП Холдинга» (подконтролен Газпромбанку) мощностью 32 МВт и 16 МВт, созданные в партнерстве и по лицензии американской GE (локализованы в РФ не полностью). В том числе эти машины используются для «Силы Сибири» и на Амурском ГПЗ. Но иностранные турбины, прежде всего GE и немецкой Siemens, более востребованы на энергорынке. Оборудование до 25 МВт (при большей мощности владелец мощности обязан поставлять энергию на оптовый энергорынок) используется при строительстве распределенной генерации — небольших электростанций, работающих под конкретного потребителя.
Утильсбор будет взиматься как с иностранного, так и с российского оборудования, поясняет один из собеседников “Ъ”.
Но российским компаниям он будет частично возмещен за счет двух новых субсидий, которые начнут действовать в 2018–2020 годах, на часть затрат на закупку комплектующих и на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями. Напомним, что подобная схема несколько лет функционирует в автопроме: там утильсбор сначала ввели только для импорта, но потом для соответствия нормам ВТО и для российских заводов, но компенсировали им его промсубсидиями.
На базе поступлений от утильсбора предлагается сформировать спецфонд для поддержки машиностроителей РФ. «Это может быть как компенсация затрат на создание турбин большой мощности (собственной технологии у РФ нет.— “Ъ”), так и решение текущих проблем, например модернизация оборудования. Окончательно вопрос не решен»,— поясняет один из собеседников “Ъ”. «Стоимость иностранного оборудования автоматически возрастет, это снизит темпы ухода потребителей на распределенную генерацию и повысит спрос на российские турбины»,— считает еще один источник “Ъ”.
Директору «Сообщества потребителей энергии» Василию Киселеву непонятно, почему рассматривается введение сбора только для малых турбин, а не для больших. Он считает, что предложение выглядит как попытка установить еще один барьер для развития распределенной генерации. В Минэнерго полагают, что сбор увеличит стоимость оборудования, что «в сложившихся тарифных условиях непременно ляжет на плечи потребителей». Если рассматривать сбор как меру поддержки российских производителей, то он «точно не поспособствует приоритетности отечественного оборудования при закупках», добавляют в министерстве. В ФАС “Ъ” сообщили, что документы по введению утильсбора на турбины в ведомство не поступали, в Минэкономики “Ъ” не ответили. В Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех») считают, что утильсбор «повысит конкурентоспособность российской продукции и оборудования с высокой степенью локализации». В «Силовых машинах» на запрос “Ъ” не ответили, в Siemens отказались комментировать предложение.
Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников напоминает, что в автопроме сбор был призван защитить окружающую среду при утилизации старых автомобилей и поднять привлекательность российских производителей при вступлении в ВТО. «Не совсем понятно, как эту идею спроецировать на газовые турбины: если легковых автомобилей в РФ 43,5 млн, то турбин — всего несколько тысяч штук»,— отмечает аналитик.
Татьяна Дятел