Отсутствие главы Минприроды Дмитрия Кобылкина на заседании президентского Совета по правам человека (СПЧ), которое планировалось посвятить реформе обращения с отходами, неожиданно создало возможность для прямого диалога между взволнованными местными жителями и компанией—оператором проекта строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Подмосковье. Представители инициативных групп жаловались, что она отказывается предоставлять проектную документацию для общественной экологической экспертизы. Представитель компании заверил, что с началом работы заводов экологическая обстановка вокруг них не ухудшится. СПЧ призвал дать жителям все необходимые документы и учесть ошибки, допущенные при оценке воздействия МСЗ на окружающую среду.
«За первое полугодие 2016 года в адрес президента поступило около 3 тыс. обращений по теме переработки отходов, за первое полугодие 2017 года — больше 4 тыс., за первое полугодие нынешнего года — почти 25 тыс.»,— сообщил во вторник глава СПЧ Михаил Федотов на спецзаседании Совета по проблеме утилизации бытовых отходов. Предполагалось, что на сегодняшнем мероприятии будут также рассмотрены меры по обеспечению переработки ТКО, но совет принял решение отложить этот вопрос на 1 августа из-за отсутствия главы Минприроды Дмитрия Кобылкина. Министр, по словам господина Федотова, был вызван на другое мероприятие, поэтому заседание решили посвятить вопросам со стороны жителей Подмосковья, обеспокоенных планами строительства в регионе четырех МСЗ.
Напомним, в рамках проекта «Чистая страна» в Подмосковье до 2022 года должны появиться четыре мусоросжигательные теплоэлектростанции (каждый из объектов будет обезвреживать 700 тыс. т отходов в год): «Солнечногорск», «Ногинск», «Воскресенск» и «Наро-Фоминск». Оператором проекта стала Альтернативная генерирующая компания-1 (АГК-1), контроль над которой осуществляет «дочка» «Ростеха» АО «РТ-Инвест». По планам подмосковных властей, четыре МСЗ и несколько «мусороперерабатывающих комплексов» покроют потребности региона в мощностях по обращению с отходами.
Если раньше местные жители жаловались на отсутствие диалога с оператором проекта на публичных слушаниях (прошли в Наро-Фоминске, Воскресенске и Солнечногорске), то сегодня он точно состоялся: генеральный директор «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов на заседании СПЧ более двух часов отвечал на вопросы и претензии противников строительства заводов.
«Вы столкнулись с активным протестом — это происходит везде, где вы пытаетесь реализовать свои проекты,— заявил житель Воскресенского района Алексей Холкин.— В деревне Свистягино, которая находится в 800 м от участка, выделенного для строительства завода, никто с людьми не разговаривал и не шел на диалог». Господин Холкин добавил, что оператор проекта «специально разжигает протестные настроение в обществе».
Господин Шипелов возразил, что некоторые активисты намеренно распространяют «искаженную информацию» и тем самым «разжигают» мнения людей, которые в этой теме некомпетентны: «Они приходят и говорят: завод, диоксин, рак, ты умрешь через десять лет, а твои дети будут инвалидами. Вот это и разжигает протест». Андрей Шипелов добавил, что компания, несмотря на это, всегда готова к диалогу и предложениям от населения.
Жительница Московской области Яна Мигунова сразу же поинтересовалась, планирует ли оператор проекта проводить постоянный мониторинг вредных выбросов с заводов. Ранее на публичных слушаниях в Наро-Фоминске главный эколог АГК-1 Елена Ямщикова заявляла, что жители смогут в режиме реального времени наблюдать за экологическими параметрами на предприятии с помощью мобильного приложения, которое будет разработано. Андрей Шипелов предложил совместно с активистами в ближайшее время провести забор проб и сделать это повторно после того, как мусоросжигательный завод начнет работать: «Вы говорите, что он загрязняет,— давайте мы вам дадим возможность убедиться в обратном».
По мнению жительницы Наро-Фоминска Надежды Ефимовой, проект оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) мусоросжигательной теплоэлектростанции содержит ряд неточностей: «Участки людей, которые проживают, допустим, в СНТ "Движенец", не отмечены на кадастровой карте. Фактически вы при составлении ОВОС не учли эти участки — люди в итоге будут проживать внутри санитарно-защитной зоны (СЗЗ)». Отметим, согласно СанПиНам, в СЗЗ не допускается размещение жилой застройки. Для промышленных объектов первого класса СЗЗ составляет 1 км. Кроме того, госпожа Ефимова сообщила о наличии в проекте ОВОС некорректных данных о проживающих в ближайших поселках людях.
Михаил Федотов подтвердил возможность подобных расхождений и попросил оператора с этим разобраться: «Это возможно, потому что вы опираетесь на сведения МВД, которые судят по данным регистрации. Многие имеют дачные участки, они там не зарегистрированы, но они там живут».
К нам постоянно обращаются люди, которые хотят провести независимую экологическую экспертизу этих мусоросжигательных заводов,— заявил зампред СПЧ Евгений Бобров.— Но они ссылаются на то, что АГК-1 отказывает в предоставлении этих материалов».
В ответ Андрей Шипелов сообщил, что компания предоставляет всю необходимую информацию согласно требованиям законодательства: «Но ту информацию, которую запрашивают жители, мы предоставляем в Главгосэкспертизу,— необходимо обращаться туда, чтобы ее получить».
В свою очередь, господин Бобров попросил предоставить жителям необходимые документы для проведения экспертизы, ссылаясь на положительное решение суда. Напомним, в июне арбитражный суд Московской области обязал АГК-1 предоставить проектную документацию для проведения общественной экологической экспертизы. «Есть закон о коммерческой тайне, запрещающий относить к таковой информацию о безопасности населения,— добавил Евгений Бобров.— Это объект первого класса опасности, поэтому всю имеющуюся документацию необходимо