Министерство природных ресурсов и экологии подготовило проект поправок в КоАП, которые введут чёткую дифференциацию ответственности за различные виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Об этом стало известно в ходе «круглого стола» в Совете Федерации.
Открывая мероприятие, его модератор, член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин напомнил, что 4 июля Госдума отклонила в первом чтении предыдущий правительственный законопроект с поправками в КоАП.
«Это произошло не по причине отсутствия актуальности этого разговора, а из-за огромного пласта изменений и дополнений и доработок, которые делают ранее внесённую редакцию практически непригодной, — отметил сенатор — Когда мы говорим об административной ответственности, то специалисты обращают внимание на то, что существующая сейчас практически не дифференцирована в зависимости от факта нарушения и размера нанесённого ущерба».
По словам и.о. директора Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Павла Мальчикова, в ведомстве решили сконцентрироваться в первую очередь именно на том, чтобы дифференцировать ответственность.
«Мы подготовили отдельный проект федерального закона, который включает в себя те положения, которые были включены в проект поправок Правительства, но не были приняты в связи с отклонением законопроекта, уже сейчас он находится на рассмотрении федеральных органов исполнительной власти», — рассказал чиновник.
Разработанные в Минприроды поправки предполагают, что будет установлена ответственность за несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а также усилена ответственность за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства. Будут зафиксированы и меры ответственности для производителей товаров и упаковки, которые не платят экологический сбор.
Также в проекте Минприроды предусматривается двукратное увеличение штрафа за нарушение законодательства об экологической экспертизе.
Дифференцировать имеющийся в статье 8.2 КоАП состав правонарушения предлагается следующим образом:
— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении и транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов;
— несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, в том числе и твёрдых коммунальных отходов;
— неисполнение обязанностей по разработке или направлению на утверждение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
— превышение утверждённых лимитов на размещение отходов производства и потребления.
— неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности для его подтверждения и составления паспортов отходов 1-4-го классов опасности;
— несоблюдение требований к объектам размещения отходов;
— несоблюдение обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами;
— неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
— несоблюдение обязанности по проведению объекта размещения отходов.
В свою очередь, представитель Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Татьяна Хавронина сообщила, что изначально проект поправок дорабатывали в соответствии с новыми поручениями президента.
«Дифференциация составов административных правонарушений нужна в связи с тем, что анализ правоприменительной практики показал — нарушения статьи 8.2 со стороны юрлиц остаются безнаказанными», — пояснила она. По мнению Хаврониной, реформировать отрасль и сделать рабочим механизм экологического сбора невозможно, пока не будет реальной ответственности.