На следующей неделе Совфед рассмотрит принятый Госдумой законопроект о компенсационном восстановлении. Документ обязывает тех, кто строит дороги или прокладывает ЛЭП, полностью восстановить вырубку. Деревья должны быть посажены в течение года в том же регионе.
Теперь для всех начнет действовать жесткий принцип: сколько вырубил - столько посади. Подробности "РГ" рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Рослесхоза Иван Валентик.
В России в год легально вырубается более миллиона гектаров лесов, а восстанавливается лишь треть. Почему?
Иван Валентик: Ежегодно древесину заготавливают на 950 тысячах гектаров, и лесовосстановление здесь обязательно. Но еще 150 тысяч вырубается при строительстве дорог, трубопроводов или ЛЭП, переводе земель лесного фонда в иные категории. И вот тут уже никаких обязательств не предусмотрено. Понятно, что развитие промышленности должно быть сбалансировано мерами по экологическому восстановлению территорий. Законопроект, регламентирующий компенсационное лесовосстановление, восполнит этот пробел и охватит инфраструктурные проекты.
Ежегодно в мире вырубается 13 миллионов гектаров леса, а вырастает только шесть миллионов
Сегодня искусственное лесовосстановление охватывает только 20 процентов вырубок, остальные зарастают сами. Как поменять это соотношение?
Иван Валентик: Введение новых норм мы связываем с созданием необходимой инфраструктуры, к которой бизнес должен адаптироваться. Компаниям необходимо построить питомники, на это требуются инвестиции. Государство обозначает свои требования, а через 2-3 года они подкрепляются административной и финансовой ответственностью для хозяйствующих субъектов.
Переходный период позволяет всем участникам процесса подготовиться и нормально работать в предлагаемых условиях. Такие правила становятся нормой. И тогда ответственный бизнес продолжает работать на выделенной территории, а те, кто не занимался лесовосстановлением, уходят. В результате мы получим цивилизованный рынок лесопользования в России.
Как изменится искусственное лесовосстановление?
Иван Валентик: Доля выращенных в теплицах сеянцев с закрытой корневой системой (ЗКС) увеличится. Эти технологии позволяют расширить агротехнические периоды - теперь лесовосстановлением можно заниматься с апреля по октябрь, так как посадочный материал с ЗКС лучше приживается и обеспечивает максимальный эффект.
Если через два-три года доля обязательного использования таких сеянцев будет не менее 40-50 процентов, рынок качественного и ответственного лесопользования, а также услуг в этой сфере мы сформируем уже через 5 лет.
Естественное возобновление леса у нас сегодня еще преобладает. Эта технология традиционна для США, Канады, других северных стран. Раньше она работала неплохо, но сейчас климат меняется, и к этому нужно адаптироваться. Кроме того, давно известно, что идущий следом не приходит первым. Не важно, что происходит у наших западных коллег и соседей. Нам нужно самим быть лидерами инновационных подходов в воспроизводстве леса.
Какова в России доля собственного посадочного материала?
Иван Валентик: Абсолютна. Сеянцы мы не закупаем, а выращиваем в теплицах и питомниках разных регионов. Другое дело, что доля лесных культур составляет пока только 20 процентов в объемах лесовосстановления. Но количество этого материала в общем объеме воспроизводства будет увеличено.
Мы готовим изменения в законодательство, требования будут постепенно ужесточаться. В типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины будет добавлена норма, позволяющая расторгнуть аренду в одностороннем порядке, если арендатор в течение трех лет не выполняет в полном объеме требования по воспроизводству леса.
Кроме того, планируется внедрение системы контроля за происхождением семян и посадочного материала. В нашем подведомственном учреждении уже работают семь лабораторий ДНК-анализа. Это важно, поскольку лес растет десятки лет, а использование нерайонированных семян может привести к снижению его устойчивости в будущем.
В стране всего пять лесных селекционно-семеноводческих центров. Не маловато для таких грандиозных планов?
Иван Валентик: Еще шесть центров запланировано построить в ближайшие три года. Это позволит выращивать 30 миллионов сеянцев с ЗКС в год. Некоторые регионы готовы взять на себя половину расходов на строительство таких центров. Например, Московская и Тюменская области, Красноярский край. С остальными работаем. Но на этом строительство современных лесных питомников не закончится. Они будут создаваться и в дальнейшем, но уже за счет бизнеса, потому что он будет заинтересован в качественном воспроизводстве леса.
Какую долю расходов планируете переложить на бизнес?
Иван Валентик: Для обеспечения первого и самого главного переходного периода доля государственных инвестиций в строительство этих питомников должна быть минимальной - они должны возводиться за счет бизнеса. Участие государства в этих проектах послужит гарантией того, что они точно будут реализованы, а инвесторы получат меры поддержки. Например, будет внедрен механизм саморегулируемых организаций (СРО) в области выращивания посадочного лесного материала. Это необходимо для формирования рынка качественных работ и услуг в области воспроизводства лесов и системы внутреннего контроля.
При ужесточении требований к лесовосстановлению сбыт будет гарантирован. Во всем мире выращивание посадочного материала - высокодоходный бизнес с хорошей рентабельностью. Уверен, что у нас через несколько лет будет так же.
Елена Березина