ВОПРОС: Нужно ли разрабатывать ПДВ для источника выбросов как кухня, если другие источники у предприятия отсутствуют?
ОТВЕТ: Да, в случае поступления выбросов от стационарного источника непосредственно в атмосферный воздух. Более того, такой объект предприятия, на котором осуществляются выбросы от кухонь в атмосферный воздух, необходимо ставить на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
ОБОСНОВАНИЕ:
Деятельность ресторана/кафе/столовой может ограничиваться изготовлением, реализацией и организацией потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажей напитков; прием товара осуществляться на открытой площадке; отсутствовать гаражи и прочие стационарные источники загрязнения атмосферы.
При этом на форумах можно обнаружить ссылку природопользователями на разъяснение ОАО «НИИ Атмосфера» (Письмо Руководителю отдела экологического проектирования ООО «Гигиена-Эко-Кубань» Исх. № 1-1976/10-0-1 от 01.10.2010), в котором сказано, что все процессы тепловой обработки сырья животного происхождения, в том числе, при приготовлении кур-гриль в электрогриле, протекают с выделением органических, преимущественно паро- и газообразных веществ.
Известно, что в подавляющем большинстве случаев концентрации отдельных компонентов в отходящих газах крайне низки и не вызывают опасного загрязнения атмосферного воздуха. Большая часть технологических и все виды вентиляционных выбросов участков термической обработки пищевых продуктов, относятся к категории «условно чистых».
Таким образом, природопользователи делают выводы, что в разработке и утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников они не нуждаются.
Однако, необходимо принимать во внимание следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным ППРФ от 02.03.2000 № 183 (с изменениями на 14.07.2017).
При отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из вентиляционной трубы (аэрационного фонаря и иных сооружений) не будет.
Вместе с тем, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо разработать нормативы предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с определением объекта НВОС (п. 1 ст. 69.2 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).
При этом за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в соответствии со ст. 8.46 КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Также необходимо понимать, что ОАО «НИИ Атмосфера» не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся охраны атмосферного воздуха. Поэтому ссылка на данное письмо не может являться основанием ненадобности разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Вывод: В случае поступления выбросов от стационарного источника непосредственно в атмосферный воздух природопользователь обязан разработать нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы. Более того, такой объект предприятия, на котором осуществляются выбросы от кухонь в атмосферный воздух, необходимо ставить на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.