На круглом столе, организованном комитетом по экологии и охране окружающей среды, обсудили положения рассмотренного в первом чтении проекта закона
Законопроект, внесенный правительством РФ, был принят Государственной Думой в первом чтении 27 марта 2018 года. На круглом столе, проведенном накануне комитетом по экологии и охране окружающей среды, обсудили правовые аспекты предупреждения и ликвидации нефтеразливов и положения законопроекта "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу органа.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил важность проблемы разливов нефти и нефтепродуктов на суше для России. "По официальной статистике, в год в стране происходит более 18 тысяч аварий, приводящих к разливам нефти, и 10 тысяч аварий происходит в результате прорывов нефтепроводов", — сказал он. В результате таких катастроф 1,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год оказываются разлитыми и наносят существенный ущерб окружающей среде. Владимир Бурматов подчеркнул, что комитет по экологии и охране окружающей среды внимательно поработал с этим законопроектом, обсудил его с экспертным сообществом. В целом еомитет оценивает этот документ как позитивный, однако, отметил Владимир Бурматов, к нему есть серьезные претензии.
Так, законопроектом предусмотрено финансовое обеспечение ликвидации нефтеразливов на суше без указания механизмов такого обеспечения. "Мы считаем, что в законе надо указать конкретно, как должны быть с финансовой точки зрения обеспечены эти действия для того, чтобы избежать двойных трактовок и ухода от ответственности", — заявил Владимир Бурматов.
Кроме того, по мнению членов профильного комитета, предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов являются, по сути, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (ЧС). При этом на законодательном уровне до сих пор не урегулирован ряд вопросов. Например, какие аварийные разливы нефти относятся к ЧС, как соотносятся планы предупреждения и ликвидации нефтеразливов с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. "Данный пробел, с нашей точки зрения, надо также устранить", — сказал Владимир Бурматов.
Из сферы действия существующей редакции статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" исключены требования к размещению, проектированию, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов нефтегазового комплекса. "По сути, остается только регулирование вопросов охраны окружающей среды при эксплуатации объектов нефтегазового комплекса", — сказал Владимир Бурматов. При этом, проектируемая редакция статьи 46 сводится лишь к решению проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией нефтеразливов, отметил он. "Исключается целый перечень норм по проведению природоохранных мероприятий, рекультивации загрязненных земель, обезвреживанию отходов. Мы полагаем нецелесообразным исключение указанных норм", — заявил председатель комитета.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов сообщил, что после первого чтения законопроекта в ГД Министерство проводило совещания с экспертами и представителями бизнес-сообщества по документу. Он также сказал, что замечания от комитета по экологии и охране окружающей среды будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации, которые будут направлены в Минприроды.