Региональные переработчики отходов столкнулись с проблемой вывоза произведенной продукции на остальную территорию России. Таможня ужесточила соответствующие правила, в результате отрасль быстро оказалась на грани краха: сегодня невозможно отправить за пределы области ни один вид товаров из вторсырья. Ирония в том, что федеральное законодательство требует увеличения переработки. Животрепещущая тема обсуждалась в среду на заседании круглого стола, который прошел в МФЦ для бизнеса. Корреспондент «Нового Калининграда» оценил, что и как предлагают для выхода из кризиса областные власти.
Круглый стол был посвящен поддержке переработчиков, и его участники битых часа полтора слушали о грантах, кредитах «Сбербанка» и территориальной схеме вывоза отходов. Оказалось, что поддержка предпринимателям нужна совершенно в другом, и именно ее власти оказать не очень готовы. «Мы так же, как и вы, были удивлены тем, что произошло на таможне», — заявил региональный министр экологии Олег Ступин. Но заверил, что «губернатор в курсе этой истории и подготовит совместно с Калининградской торгово-промышленной палатой обращение в Минфин [России]».
Мы так же, как и вы, были удивлены тем, что произошло на таможне.
Министр экологии и природных ресурсов Калининградской области Олег Ступин
Как выяснилось, таможенники «ужесточили правила определения страны происхождения товаров». Эта история восходит к приснопамятному 1 апреля 2016 года, когда калининградская Особая экономическая зона переродилась, и местные предприятия потеряли ряд преференций. Например, возможности беспошлинно вывозить товары, полностью или частично произведенные из иностранного сырья. Сейчас, если калининградский предприниматель выпускает, например, колбасу, он обязан доказать, что не только все ингредиенты появились на территории России, но и упаковка тоже. Известны случаи, когда приходилось уплачивать пошлину за отпечатанные в Литве этикетки.
История с отходами примечательна следующим: доказать тот факт, что они были «произведены» в России, нереально. Да и сама постановка вопроса выглядит абсурдно, но именно так он сегодня ставится. По данным Регионального союза переработчиков, ситуация обострилась в апреле, накануне она обсуждалась во время встречи губернатора Антона Алиханова с правлением торгово-промышленной палаты.
«Сейчас это главный вопрос. Кредиты, как размещать [отходы], охранные зоны — это все здорово, это надо решать, конечно. Но сейчас все „встало“, и в принципе вся отрасль стоит под угрозой того, что работать вообще-то невыгодно абсолютно. И это работать не будет. Что-то сдавать, сортировать — это красиво. А дальше куда девать? Оно встало все полностью. Продавать только в Евросоюз? Своего там хватает. На Россию? Для того, чтобы произвести, любое сырье сейчас, полностью все производители, использующие вторичку, начнут отказываться от этого, потому что проще делать из первички. Или привезенного из России к нам. Из нашего мусора делать нет смысла», — заявил директор ООО «Полимер» Виктор Копылов, первым поднявший тему.
«Мы как профильное министерство, конечно, не удовлетворены тем, что произошло ужесточение правил определения страны происхождения товаров таможней, потому что у нас есть два варианта: либо переработать отходы здесь, что на сегодняшний день невозможно — у нас нет мощностей, которые позволяют эти отходы переработать, либо захоронить эти отходы, либо вывезти в качестве сырья на территорию РФ, — отреагировал Олег Ступин. — И пока мы стали такими некими заложниками: нам не разрешают вывозить, а, собственно, альтернатива — у нас здесь захоронить на полигоне. Давайте дождемся официального пресс-релиза [по итогам встречи губернатора в КТПП]. Собственно, мы свою поддержку окажем».
Призыв «дождаться пресс-релиза» вызвал ожидаемую реакцию. «Сейчас, грубо говоря, вся отрасль встала», — заявил директор ООО «ХООГАР-Калининград» (занимается переработкой автомобильных аккумуляторов) Олег Журавлев. «Уже вложили деньги, вложили миллионы рублей!», — поддержал его директор ООО «Форест» (сбор и переработка макулатуры, полиэтилена) Вадим Зигура. «Это действительно проблема. Вопрос в том, как правильно идентифицировать отходы, которые были использованы для производства», — согласился министр, предложив переработчикам поучаствовать в работе над обращением в Минфин.
Среди возможных выходов из ситуации Олег Ступин назвал схему, которая в свое время была применена в отношении янтаря. «178-е постановление […], — весь янтарь, который находится на территории Калининградской области, имеет происхождение на территории Калининградской области. И эти вопросы были сняты, по происхождению», — напомнил он. Кроме того, глава минэкологии предложил «посмотреть, как это делается, например в Казахстане, Белоруссии». «Они все являются членами Евразийского экономического союза, у них у всех есть свободные экономические зоны. Я знаю, что мои сотрудники сейчас сидят и смотрят практику по 116-му ФЗ по СЭЗзам, которые созданы по другому федеральному закону. У них вроде как эта история урегулирована. Давайте не будем пеплом голову посыпать, просто проведем системную работу и посмотрим, как это решилось в других СЭЗ, в Белоруссии, Армении и Казахстане».
Назвать срок, который на все это потребуется, министр не смог. «С точки зрения бизнеса увеличиваются издержки, а с точки зрения экологии мы не знаем, что с этими отходами делать», — попытался он вновь показать свою заинтересованность. «Вы вообще-то тоже наши интересы представляете! Сейчас эта проблема может убить нас!» — не выдержал кто-то в зале. Олег Ступин напомнил о ситуации с запланированными в Москве пошлинами на вывоз макулатуры, от которых удалось «отбиться» и отметил, что министерство свой хлеб ест все-таки не зря. А руководитель регионального Фонда поддержки предпринимателей Елена Полейко постаралась успокоить зал словами о том, что «вопрос был экстренным и неожиданным для всех», и что им сейчас озабочены тоже «абсолютно все». И рассказала о калининградском предприятии, которое занимается изготовлением проволоки, но на свою беду, из вторсырья делает сопутствующие изделия. На границе застряла партия этого груза: проволока наматывалась на отлитые из отходов полипропилена катушки, и таможня его не пропустила.
Интересно, что согласно федеральному закону об отходах производства и потребления, с 1 января будущего года в России вводится полный запрет на захоранивание на полигонах макулатуры, а с началом 2021 года — бытовой техники. Это означает, что, по оценкам экспертов, у нас должно будет перерабатываться около 30% отходов в целом. Данные регионального минэкологии говорят о том, что сейчас мы перерабатываем не больше 7%: по большому счету, эта отрасль едва начала развиваться. Наверное, не нужно говорить о том, что с ней теперь будет.
Оксана Ошевская