Общий уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации выше среднемирового и составляет примерно 47% прибыли. По администрированию налоговых платежей Россия показывает результаты лучше среднемировых. Время, затрачиваемое компаниями на уплату налогов в России, составляет 168 часов, а количество самих платежей – в среднем 7.
Число неналоговых платежей в нашей стране составляет от 30 до 50. Согласно подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, объем неналоговых платежей близится к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. ежегодно. Учитывая такие показатели, необходимо говорить о проблеме повышения нагрузки на бизнес.
Недавно открывшаяся малая фирма должна затратить единовременно порядка 200–450 тыс. руб. на неналоговые платежи, чтобы обеспечить себе необходимый комплект документов. Размер неналоговых платежей, которые компания должна вносить, может составлять от 3 до 25% от ее оборота. В ближайшем будущем в этой системе планируется навести порядок – унифицировать неналоговые выплаты, закрепить единые принципы их формирования и взимания.
Обязательные неналоговые платежи – это экологические платежи, оплата работодателем первых трех дней болезни работника, обязательные выплаты на обеспечение противопожарной безопасности, парафискалитеты, страховые взносы, платная парковка, платежи за спецоценку трудовых условий, оплата мероприятий по охране трудовой деятельности, платежи за обязательные медосмотры и диспансеризацию работников, обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами госвласти и государственных внебюджетных фондов, покупка контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход), платежи в санэпидстанцию, платежи правообладателям за использование произведений, патентные платежи, платежи за сертификацию, платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности, затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (Закон «О защите прав потребителей», воинский учет, экологический, кадровый учет, Закон «О персональных данных», Закон «О противодействии терроризму» и др.), затраты на обязательные обучение и повышение квалификации работников.
До 1 января 2019 г. государством наложен мораторий на четыре платежа: экологический сбор (утилизационный сбор); платеж за ущерб, нанесенный централизованным системам водоотведения; платеж за сбор загрязняющих веществ; затраты на формирование материальных финансовых запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанные платежи с нового года, согласно инициативе Минфина, войдут в состав Налогового кодекса РФ, несмотря на протесты бизнеса.
Из 6,5 млрд руб. платежей за год собрано менее четверти. Это связано с отсутствием порядка администрирования платежей, а также с высокой нагрузкой на бизнес, которую он не выдерживает в первые три года работы.
Минприроды по-своему прокомментировало этот показатель. Расширенная ответственность производителей – утилизировать отходы товаров и упаковки или уплачивать экологический сбор – действует с 2017 г. Отчитаться об утилизации и вторичном использовании товаров и упаковки, включенных в перечень утилизации, компании должны были до 1 апреля. Многие из них не подпали под регулирование из-за отсутствия соответствующих кодов в перечне товаров и упаковки, подлежащих утилизации. Минэкономики подтверждает, что основной причиной, по которой Росприроднадзор собрал лишь 1,5 млрд руб., были вовсе не нормативы утилизации или список товаров, а проблема с кодами. Минприроды до сих пор не может доработать подзаконные акты о перечне товаров и упаковки, подлежащих утилизации, ее нормативах и порядке отчетности.
При планируемом увеличении объема средств экологического сбора важно не потерять экологический смысл этого сбора, который призван стимулировать снижение нагрузки на окружающую среду. Но вряд ли новый администратор платежей будет об этом думать. С внесением платежей в Налоговый кодекс РФ обязанности по их сбору перейдут к ФНС. Они будут подчиняться порядку учета и администрирования, установленному в Кодексе. На них будут распространяться не только все требования Налогового кодекса РФ, но и ответственность за неуплату. К примеру, станут возможны блокировка счетов и приостановка работы компаний, уголовное преследование и взыскание задолженности с учетом персональной ответственности директоров и владельцев.
Такая инициатива может стать причиной усиления давления по линии правоохранительных органов и административного давления на бизнес. Налоговые органы активно привлекают сотрудников органов внутренних дел на основе внутреннего приказа о межведомственном взаимодействии. Действие этого приказа будет распространяться и на неналоговые платежи.
Контроль за платежами войдет в состав налоговых проверок. Появится четкий механизм возврата переплаты, но также и возможность начала процедуры банкротства за неуплату. Компаниям придется навести порядок в системе неналоговых платежей: отслеживать сроки внесения платежей и сдачи отчетности, внести изменения в учетную политику предприятия, вести дополнительный налоговый учет, обжаловать при необходимости результаты налоговых проверок.
Оспаривание претензий к порядку исчисления платежей будет организовано по правилам Налогового кодекса РФ. Поэтому для эффективной работы штатные юристы должны будут разбираться одновременно и в экологическом, и в налоговом законодательстве. Новую квалификацию придется освоить и бухгалтерам. Необходимо будет привлекать консультантов и адвокатов, которые обладают актуальными знаниями в области экологического и налогового права.
Экологические платежи были компромиссом для бизнеса, потому что не подчинялись жесткому администрированию. Теперь российский бизнес ждет новая волна банкротств. Аналогичная ситуация возникла после передачи администрирования страховых и пенсионных взносов в налоговые органы. Связано это было с тем, что многие предприятия имели значительную налоговую нагрузку и кассовые разрывы, а значит, не могли своевременно внести налоговые платежи (отчисления на заработную плату). Сказалась и невозможность кредитования: неисполнение текущих обязательств влияет на возможность оформить в банке кредит, так как банки боятся лишиться лицензий и не готовы создавать повышенные резервы по рискованным кредитам.
Таким образом, налоговые органы получили быстродейственный механизм прямого банкротства предприятий. По инструкции трехмесячная просрочка платежа дает основание для обращения с заявлением о банкротстве. Учитывая, что неналоговые платежи могут составлять четверть от оборота компании, нетрудно предположить, какое количество предприятий втянуто в процедуру банкротства.
Зачастую процедура банкротства оказывается угрозой и для владельца бизнеса в части привлечения к субсидиарной ответственности за неуплату налоговой недоимки. Налоговый орган активно использует этот механизм. Потому необходимо тщательно анализировать действия налоговиков во время проведения проверок, так как зачастую именно на этом этапе нарушаются права налогоплательщиков, что может стать основанием для признания требований налогового органа незаконными.
Вместе с тем статистика обжалования налоговых проверок говорит не в пользу налогоплательщиков. Потребуются новые инструменты защиты бизнеса. Например, такие как полное и своевременное исчерпание досудебного обжалования претензий налоговых органов, внутренний и внешний аудит платежей в период до проверки, организация документооборота, экспертиза и оценка, мониторинг изменения законодательства.
На сайте Правительства РФ 14 августа 2017 г. появились сведения о мероприятиях, цель которых – систематизировать неналоговые платежи. Согласно программе, «реализация плана мероприятий по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, повышению эффективности их администрирования позволит не допускать роста неналоговой нагрузки на бизнес». Данная инициатива Правительства РФ позволит соблюсти баланс между налоговыми и неналоговыми платежами, достичь прозрачности расходования взимаемых платежей и впоследствии выравнивать бюджеты муниципалитетов и субъектов РФ. В этом предположительно и состоят основные задачи. Декларация Правительства РФ о систематизации взимания неналоговых платежей будет способствовать их фиксации на определенном уровне. Но сегодня цель должна состоять не в том, чтобы остановить рост размеров неналоговых платежей, а в том, чтобы не допускать новых. Об этом в программе Правительства РФ нет ни слова.
Жаров Евгений, адвокат АБ «Объединенные консультанты ФДП»