Управление природными ресурсами. Недропользование
В течение 6 лет в России происходило совершенствование отдельных правовых институтов в сфере управления природными ресурсами, направленное на ликвидацию административных барьеров и обеспечение комплексного и рационального недропользования. К наиболее значимым из них относятся следующие.
В результате настройки законодательства о недрах (внесено 26 поправок в законодательство о недрах, издано 47 постановлений Правительства) создан благоприятный инвестиционный климат для российских и зарубежных инвесторов.
Урегулированы вопросы, связанные с возмещением вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства о недрах (Федеральный закон от 14 июня 2012 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“»).
Утверждены обязательства недропользователей по обеспечению безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации „О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами“»).
Введён и усовершенствован заявительный принцип предоставления права пользования недрами для геологического изучения недр для слабоизученных площадей, перспективных для поисков месторождений твёрдых полезных ископаемых, с 2017 года заявительный принцип внедрён для участков недр, содержащих углеводородное сырьё.
Начато формирование единого фонда геологической информации, включающего геологические фонды федерального и территориального уровня и компаний-недропользователей, что благоприятно скажется на повышении доступности и востребованности геологических данных (Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Предусмотрен механизм вовлечения в отработку попутных твёрдых полезных ископаемых и попутных полезных компонентов путём установления возможности внесения соответствующих изменений в лицензию (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 279-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“»).
Созданы благоприятные условия для добычи общераспространённых полезных ископаемых, используемых для строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования (Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“»).
Закреплён упрощённый и бесплатный порядок оформления лицензий в отношении действующих скважин, предназначенных для централизованного снабжения водой садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Изменение законодательства сказалось на инвестиционной привлекательности недр России и повышении финансирования геолого-разведочных работ.
Доля России в мировых затратах на геолого-разведочные работы увеличилась с 3 до 5% и продолжает расти.
В 2012—2017 годах затраты федерального бюджета на геолого-разведочные работы составили 158,8 млрд рублей. За этот период поступления в федеральный бюджет доходов от разовых платежей за пользование недрами составили 456,5 млрд рублей.
По результатам геолого-разведочных работ за счёт средств федерального бюджета локализованы ресурсы углеводородного сырья категории ДЛ в объёме 37 млрд т. н. э. (тонн нефтяного эквивалента), в том числе на шельфе — 10,5 млрд т. н. э., на суше — 26,5 млрд т. н. э.
Затраты недропользователей на проведение геолого-разведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья в 2012—2017 годах составили 1484 млрд рублей и выросли с 169 млрд рублей в 2012 году до 302 млрд рублей в 2017 году.
Росту инвестиций способствовало также внедрение заявительного принципа, на основе которого с 2014 года по октябрь 2017 года выдано 1100 лицензий.
В результате проведённых за 6 лет в России геолого-разведочных работ достигнуто воспроизводство основных стратегических видов полезных ископаемых: нефти, газа, золота, платиноидов, меди, молибдена, циркония, сурьмы.
По результатам работ недропользователями за 6 лет открыто 302 месторождения углеводородного сырья и 401 месторождение твёрдых полезных ископаемых.
Наиболее крупные открытия 2012−2017 годов:
2012 год — нефтяное месторождение Великое (Астраханская область, запасы нефти — 300 млн т, газа — 90 млрд куб. м);
2013 год — нефтяное месторождение им. В.Б.Мазура с извлекаемыми запасами нефти категорий С1+С2 — 39,6 млн т (Иркутская область), Ильбокичское с извлекаемыми запасами газа категорий С1+С2 — 59 млрд куб. м (Красноярский край);
2014 год — нефтяное месторождение Победа (Карское море, запасы нефти — 130 млн т, запасы свободного газа — 396 млрд куб. м);
2015 год — Малмыжское золото-медно-порфировое месторождение (Хабаровский край, запасы золота — 273 т, меди — 5156 тыс. т);
2016 год — Бюкское газоконденсатное месторождение (Республика Саха (Якутия), запасы свободного газа — 13,5 млрд куб. м);
2017 год — Лунское газоконденсатное месторождение (расположено на шельфе Охотского моря, запасы свободного газа — 48,9 млрд куб. м).
В 2016 году за счёт средств федерального бюджета в Свердловской области открыто комплексное железорудное месторождение Серовское (с запасами железных руд — 142 млн т, хрома — 6,9 млн т, никеля — 739 тыс. т, кобальта — 82 тыс. т).
Таким образом, Россия сохраняет крупнейшую в мире минерально-сырьевую базу, уверенно занимает лидирующие позиции по ряду важных направлений в энергетическом и горнопромышленном секторах экономики.
В 2012—2017 годах достигнуто увеличение годовых уровней добычи стратегических видов полезных ископаемых: золото, серебро, медь, свинец, сурьма, титан. Стабилизированы и находятся на оптимальном уровне объёма добычи такие виды полезных ископаемых, как нефть, газ, уран, алмазы, молибден, платиноиды.
11 марта 2014 года Комиссия по границам континентального шельфа утвердила рекомендации Подкомиссии по рассмотрению российской заявки и приняла заявку России по Охотскому морю. Тем самым комиссия подтвердила юридическое право России на континентальный шельф в северной и центральной частях Охотского моря площадью 52 тыс. кв. км. Постановлением Правительства от 15 августа 2015 года № 845 «О континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском море» установлено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года границы континентального шельфа в Охотском море являются окончательными и обязательными для всех государств.
9 февраля 2016 года российская заявка по установлению внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане была представлена на пленарном заседании Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее — КГКШ, Комиссия). В рамках 41-й (8−12 августа 2016 года) и 42-й (1−2 декабря 2016 года) сессий Комиссии прошло представление российской заявки на установление внешних границ континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны в Северном Ледовитом океане. В 2017 году рассмотрение российской заявки в рамках 44-й (5−8 сентября) и 45-й (13−17 ноября) сессий КГКШ было продолжено. В случае одобрения заявки Россия может претендовать на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны общей площадью 1,2 млн кв. км с прогнозными ресурсами углеводородного сырья около 5 млрд т условного топлива.
Экологическая безопасность. Обращение с отходами
В течение 6 лет в России на системной основе создаются условия для становления и развития качественно новой индустрии обращения с отходами производства и потребления. Заложены основы улучшения экологической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах и экологической безопасности будущих поколений.
Осуществляется переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды на основе принципа применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ). С этой целью принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ), которым предусмотрены правовые основы новой системы нормирования, государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Усовершенствован механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законом № 219-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые льготы в виде возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (норма вступила в силу с 1 января 2016 года) и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации 2 (вступает в силу с 1 января 2019 года).
Дополнительные стимулы для поддержки экологической модернизации, реабилитации производств и территорий, снижения негативного воздействия на окружающую среду предусмотрены в принятом 29 декабря 2015 года Федеральном законе № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом, в частности:
— внесены уточнения в механизм взимания и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе для осуществления возможности корректировки размера платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа;
— установлена возможность применения при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— введены ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду с целью более плавного формирования доходной части бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и минимизации кассовых разрывов.
Подготовлены и утверждены справочники наилучших доступных технологий по всем отраслям. Создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и уже выдано около 220 тыс. свидетельств о постановке объектов на государственный учёт. Эти объекты разделили на 4 категории опасности для окружающей среды. Из объектов I категории выбрали 300 пилотных предприятий, которые должны будут получить комплексные экологические разрешения на принципах НДТ с 2019 по 2022 год. В 2025 году эти требования распространятся на все крупные предприятия.
В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха осуществляется стимулирование полезного использования попутного нефтяного газа и снижения выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. После принятия постановления Правительства от 8 ноября 2012 года № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» уровень утилизации попутного нефтяного газа вырос на 12%. Ведущие нефтедобывающие компании инвестировали в проекты более 266 млрд рублей.
Определены основные механизмы охраны озонового слоя атмосферы (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Распоряжением Правительства от 3 ноября 2016 года № 2344-р сформирован механизм регулирования выбросов парниковых газов.
Системная работа ведётся в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О континентальном шельфе Российской Федерации“ и Федеральный закон „О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации“» установлены требования к охране морской среды от нефтеразливов. Проведение буровых работ, транспортировка нефти теперь допускается только при наличии у компаний плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. До утверждения такого плана компании должны провести учения по ликвидации разливов нефти и получить по результатам положительное заключение от государства.
Указом Президента России от 19 апреля 2017 года № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Определён порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, установлены механизмы рассмотрения уполномоченными органами результатов общественного экологического контроля. Созданы механизмы для граждан и общественных объединений, позволяющие информировать посредством системы органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях (постановление Правительства от 8 сентября 2017 года № 1082).
Полностью завершена работа по формированию правовых основ по переходу субъектов Федерации к новой системе управления твёрдыми коммунальными отходами. Определены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами (постановление Правительства от 16 марта 2016 года № 197). Введены дополнительные механизмы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, организация деятельности по обращению с отходами которых обеспечивает снижение негативного воздействия на окружающую среду. Определён перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, за утилизацию которых после утраты потребительских свойств предусмотрены льготы по ставкам утилизационного сбора (распоряжение Правительства от 11 февраля 2016 года № 202-р).
Важным элементом новой системы обращения с отходами, направленным на их разделение и сортировку, стало введение расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки. Начиная с 2017 года законодательством введена обязанность производителей по уплате утилизационного сбора по установленным группам отходов в соответствии с утверждёнными нормативами утилизации (постановление Правительства от 9 апреля 2016 года № 284). Экологический сбор впервые уплачивается в 2018 году. С 1 января 2017 года введён запрет на размещение отходов, содержащих полезные компоненты, т. е. те, что могут быть использованы повторно. Вся система обращения с отходами претерпит изменения: она получит новые механизмы, которые будут соответствовать принципам ответственности производителя.
В России ежегодно образуется 5 млрд т отходов, из них перерабатывается 48−57%. Доля твёрдых коммунальных отходов (ТКО) составляет 10% от общего количества образования, или около 5 млн т, из которых утилизируется 7−9%, остальное захоранивается на полигонах.
В феврале 2016 года в Костромской области запущен в эксплуатацию первый автоматизированный комплекс обработки и обезвреживания отходов мощностью 200 тыс. т твёрдых коммунальных отходов в год. Из 100% входящего объёма отходов извлекается до 25−30% вторичных материальных ресурсов; порядка 20% - сырьё для производства RDF (альтернативное топливо); до 25% - производство технического компоста из органических остатков. На полигон для захоронения направляется не более ¼ части поступившего объёма отходов, при этом лишь V класса опасности. Завод построен на основе передовых зарубежных технологий и при этом адаптирован под специфику российского мусора. Наличие типовых решений позволяет снизить сроки реализации аналогичных проектов в других регионах страны.
В настоящее время в отрасли переработки отходов реализуются крупные инвестиционные проекты также в Московской, Мурманской, Архангельской областях, Республике Татарстан.
С 2012 года проводится системная работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Приняты изменения в федеральное законодательство в части определения порядка выявления, определения опасности объектов накопленного вреда и их ликвидации. С 2017 года эти изменения вступили в действие. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В 2017 году утверждены Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (постановление Правительства от 13 апреля 2017 года № 445) и Критерии категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке (приказ Минприроды России от 4 августа 2017 года № 435).
В 2014 году Правительство определило 24 объекта в 15 субъектах Федерации (Хабаровский край, Вологодская область, Архангельская область, Чеченская Республика, Кемеровская область, Смоленская область, Владимирская область, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Мурманская область, Камчатский край, Республика Крым, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ), на которых ликвидация накопленного экологического вреда должна быть проведена в первую очередь (распоряжение Правительства от 4 декабря 2014 года № 2462-р).
За 6 лет реализовано 30 мероприятий по ликвидации прошлого экологического вреда. Ликвидировано 4,5 млн т отходов I-V классов опасности. Рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот 49,3 тыс. га земель. Улучшены экологические условия проживания 16,5 миллиона человек.
Охрана природы. Заповедники, национальные парки
Ведётся системное развитие сети особо охраняемых природных территорий за счёт создания новых государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения, а также расширения существующих территорий.
За 6 лет в России создано 14 особо охраняемых природных территорий, государственных природных заповедников и парков: «Берингия», «Онежское Поморье», «Шантарские острова», «Шайтан-Тау», «Васюганский», «Восток Финского залива», «Чикой», «Бикин», «Кисловодский», «Сенгилеевские горы», «Ладожские шхеры», «Кодар», «Хибины», «Новосибирские острова». Расширены территории государственного природного заповедника «Оренбургский» и национального парка «Русская Арктика».
Распоряжением Правительства от 17 февраля 2014 года № 212-р утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года.
Утверждены стратегии сохранения в Российской Федерации амурского тигра, снежного барса, дальневосточного леопарда, белого медведя, сахалинской кабарги. Запущены проекты по учёту и восстановлению популяций краснокнижных животных. В 2016 году в дикую природу были выпущены переднеазиатские леопарды.
Введена уголовная ответственность за контрабанду, незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесённых в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами (Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 150-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1216-р утверждена Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.
Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» усовершенствован порядок использования земель и лесов для ведения охотничьего хозяйства. Создана возможность для развития охотничьего хозяйства и обеспечивающей его инфраструктуры. Также создана возможность предоставления в безвозмездное пользование служебных наделов работникам лесного и охотничьего хозяйства, федеральных природных заповедников и национальных парков.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена исключительно уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных объектов животного мира.
Введены прозрачные процедуры по выдаче охотничьих билетов. Создан институт производственного охотничьего контроля, позволяющий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории закреплённых охотничьих угодий. Усилена административная ответственность за нарушение правил охоты и экономическая ответственность за вред, причинённый незаконной охотой (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена возможность заключения соглашений в формате государственно-частного партнёрства, что обеспечивает реализацию заявительного порядка получения охотугодий, усиливает конкурентоспособность охотничьих хозяйств на территории общественных охотничьих угодий.
Объём финансирования в сфере охоты увеличен в 2 раза. Обеспечено более равномерное распределение финансирования между субъектами Федерации. Решены вопросы по расходованию субвенций в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Охрана лесов. Лесопромышленный комплекс
За 6 лет в России существенно изменилось правовое регулирование в сфере лесных отношений.
В 2012 году принята государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013−2020 годы (распоряжение Правительства от 28 декабря 2012 года № 2593-р).
Распоряжением Правительства от 26 сентября 2013 года № 1724-р утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с которыми государственное регулирование лесных отношений направлено на повышение инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, глобальной биосферной и ресурсной роли лесов России, устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.
Начиная с 2013 года по этим направлениям принято 10 федеральных законов, издано 54 акта Правительства, 69 приказов Минприроды России. В совокупности эти решения существенно изменили правовое регулирование в сфере лесных отношений.
Обеспечено повышение эффективности выявления фактов незаконной заготовки и незаконного оборота древесины. С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» создана система контроля за оборотом древесины. Впервые в России стал осуществляться учёт древесины до её вывоза из леса, декларирование сделок с древесиной, сопровождение перевозки лесоматериалов специальным документом, поштучная маркировка древесины ценных пород (дуб, бук, ясень) при экспорте. Установлена административная ответственность в виде существенных штрафов за неисполнение требований по учёту и транспортировке древесины. С 30 декабря 2015 года введена в промышленную эксплуатацию Единая государственная система учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). К настоящему времени система учёта оборота древесины стала эффективным межведомственным инструментом по декриминализации лесной отрасли.
За 6 лет число фактов незаконной рубки снизилось на 8,45% (в 2013 году — 18,9 тыс. фактов). Ущерб лесам сократился на 26,4% (в 2013 году — 9,1 млрд рублей).
Обеспечено повышение эффективности выполнения лесохозяйственных работ. Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» созданы условия для экономически эффективной работы лесохозяйственных учреждений в субъектах Федерации, при этом все лесохозяйственные работы выполняются в комплексе одним ответственным исполнителем. Регионам переданы полномочия по лесному семеноводству. Введён государственный мониторинг воспроизводства лесов, являющийся частью государственного экологического мониторинга.
В результате предпринятых действий за 6 лет в 80 субъектах Федерации создано 539 государственных лесхозов. Объём финансирования лесхозов из консолидированного бюджета увеличился в 2 раза.
С 2013 года на 60% вырос объём реализации древесины, полученной при выполнении лесохозяйственных работ (с 9,7 до 15,5 млн куб. м в 2017 году), а доход от её реализации вырос в 2 раза.
В результате исполнения новых переданных полномочий по лесному семеноводству в 2 раза увеличилось количество субъектов Федерации, имеющих запас семян лесных растений более чем на два года, что обеспечивает текущее лесовосстановление и запас на неурожайные годы (с 14 регионов в 2013 году до 31 региона в 2017 году).
Введённый с 2015 года новый мониторинг воспроизводства лесов выявил дисбаланс площадей выбытия лесов от рубок и размещения инфраструктурных объектов и площадей воспроизводства лесов. В результате предпринятых действий в 2017 году впервые за 10 лет площадь лесовосстановления составила 953 тыс. га по состоянию на 1 января 2018 года, увеличившись с 2013 года на 10%, и превысила площадь сплошных вырубок.
В целях ликвидации накопленного дисбаланса и системного решения проблемы в будущем Правительство внесло законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов» — законопроект о компенсационном лесовосстановлении.
Обеспечено повышение инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики и эффективности освоения лесов.
Федеральными законами от 21 июля 2014 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» и от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» создан механизм заключения нового договора аренды с добросовестными арендаторами без проведения торгов. Обеспечено единообразие правового регулирования аренды лесов в регионах. Таким образом, обеспечены условия для долгосрочных арендных отношений с ответственными лесопользователями.
В результате к настоящему времени 27% площадей лесов переданы для долгосрочного использования арендаторами. Объём заготовки древесины арендаторами за 6 лет увеличился на 20% - до 175 млн куб. м в 2017 году.
В последние годы вносились изменения в нормативную правовую базу, предпринимались конкретные действия, которые позволили начать переход на интенсивную модель хозяйствования в лесной отрасли — со строительством новых лесных дорог, внедрением современных техник лесовосстановления, с повышением уровня лесозаготовки без ущерба экологическим системам. В 2017 году подписаны соответствующие «дорожные карты» с главами пяти пилотных регионов: Вологодской, Архангельской, Иркутской, Ленинградской областей, Республики Коми.
Созданы условия краткосрочного использования лесов для заготовки древесины малыми и средними предпринимателями. Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ сформирован и с января 2016 года успешно заработал механизм заготовки древесины субъектами малого и среднего бизнеса по краткосрочным (до одного года) договорам купли-продажи лесных насаждений. При этом в цену лесных ресурсов впервые включены расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Этот механизм набирает обороты: в 2017 году малым и средним бизнесом заготовлено 6,6 млн куб. м древесины (по 9,3 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений), что выше показателя 2016 года в 2,8 раза.
В результате повышения инвестиционной привлекательности отрасли с 2013 года объём заготовки древесины увеличился на 12% и по итогам 2017 года составил порядка 216 млн куб. м.
Обеспечено повышение эффективности системы защиты лесов.
Базовые принципы организации защиты лесов от вредителей и болезней леса изменены Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов». Существенно сокращены сроки организации и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. При этом впервые на уровне Лесного кодекса закреплены механизмы федерального и общественного контроля назначения санитарно-оздоровительных мероприятий. Теперь все акты лесопатологического обследования размещаются в интернете и подлежат контролю со стороны Рослесхоза.
В результате осуществления такого контроля за 2017 год 13% актов лесопатологического обследования (6124 шт.) отменены и признаны недостоверными. Как следствие, на 24% относительно 2016 года снизились объёмы сплошных санитарных рубок. При этом площадь ликвидации очагов вредных организмов с 2013 года увеличилась, составив 1,4 млн га в 2017 году (в 2013 году — 296 тыс. га).
Комплексное решение проблем реализации права граждан на благоприятную окружающую среду нашло свое отражение в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зелёных поясов». «Закон о зелёном щите» установил правовые основы создания и функционирования лесопарковых зелёных поясов. Лесопарковые зелёные пояса активно создаются более чем в 50 регионах. Этим же законом ужесточена ответственность за нарушение лесного законодательства, в том числе за невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов. Штрафы увеличены для должностных лиц в 10 раз, для юридических лиц — в 30 раз.
Обеспечено повышение эффективности охраны лесов от пожаров.
Значительные изменения в блок охраны лесов от пожаров внесены Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений». В результате его реализации обеспечено лесопожарное зонирование территории. Созданы федеральные штабы по координации сил и средств тушения лесных пожаров, включая выдачу предписаний, обязательных для исполнения федеральными органами. Закреплены полномочия по проведению взрывных работ и искусственному вызыванию осадков. Повышена степень персональной ответственности высших должностных лиц субъектов Федерации за готовность к пожароопасному сезону. Определены правила привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
В результате принятых мер отмечается положительная динамика с лесными пожарами:
— количество лесных пожаров сократилось на 18% (2015 год — 11 264 единицы, 2016 год — 10 090 единиц, 2017 год — 9204 единицы);
— пройденная площадь лесных пожаров сократилась на 47% (2015 год — 2613 тыс. га, 2016 год — 2417 тыс. га, 2017 год — 1372 тыс. га);
— ущерб от лесных пожаров сократился в 2,2 раза (2015 год — 56,4 млрд рублей, 2016 год — 23,7 млрд рублей, 2017 год — 25,2 млрд рублей).
Также указанным законом впервые введён реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Установлено требование по подтверждению материалами дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации состояния лесосек при заготовке древесины и выполнения работ по воспроизводству лесов и лесоразведению. Создан механизм охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с учётом разных видов загрязнений. Введена новая методика возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам.
На протяжении последних нескольких лет лесопромышленный комплекс России ежегодно прибавляет в объёмах производства по основным сегментам. В период 2014—2017 годов увеличилось производство плитной продукции, целлюлозы, пеллет. Доля продукции лесопромышленного комплекса, включая мебельное производство, в объёме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах увеличилась на 0,4 процентного пункта.
В целях поддержки отечественных производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности принято постановление Правительства от 5 сентября 2017 года № 1072, устанавливающее запрет на допуск при государственных закупках отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, за исключением государств Евразийского экономического союза, в период с 1 декабря 2017 года по 1 декабря 2019 года.
Разработан и реализуется механизм экспортных тарифных квот на круглые лесоматериалы из пород древесины, произрастающих преимущественно на Дальнем Востоке. Этот механизм направлен на увеличение в Дальневосточном федеральном округе производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Водохозяйственный комплекс
Созданы стимулы для инвестиций в строительство очистных сооружений, установлены налоговые льготы и льготы в отношении платы за негативное воздействие при использовании наилучших доступных технологий в строительстве систем водосбережения, очистке сточных вод, переработке жидких отходов (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ).
Уточнён порядок предоставления права пользования водными объектами, в том числе исключение обязанности заключения договора водопользования при эксплуатации подводных частей линейных объектов. Установлена возможность предоставления водного объекта для эксплуатации судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, а также для целей рекреации без аукциона (Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации»).
Определены требования по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, установлен особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, введены ограничения хозяйственного использования таких территорий для размещения населённых пунктов и объектов без проведения защитных мер (Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации»).
За 6 лет построено и введено в эксплуатацию 10 объектов в целях решения проблем гарантированного водообеспечения на территории 8 субъектов Федерации. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволил увеличить численность населения, гарантированно обеспеченного водными ресурсами, более чем на 950 тысяч человек.
За 6 лет выполнены работы по сохранению и улучшению экологического состояния водных объектов и повышению качества их водных ресурсов (экологическая реабилитация) на 42 вод