В начале текущего года Правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Одна из основных ее целей – обеспечить максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции или как минимум для получения энергии.
По данным Минпромторга России, в промышленном производстве используется не более 52% образующихся ежегодно и требующих переработки для вовлечения во вторичный оборот отходов (их годовой объем составляет около 400 млн тонн: примерно 350 млн тонн приходится на отходы производства , 50 млн тонн – на твердые коммунальные отходы). Аналогичная ситуация с не требующими дополнительной обработки отходами от добычи полезных ископаемых, которые относятся к V классу опасности: из образующихся в год 5 млрд тонн используется примерно 53%, остальное временно размещается в местах хранения или захоранивается
Незаинтересованность производителей в как можно более полном вовлечении отходов во вторичное производство в настоящее время обусловлено, по мнению экспертов, несколькими причинами. В частности:
* отсутствием нормативно закрепленного понятия " вторичные ресурсы ", в связи с чем к полученному при переработке сырью применяются те же нормы и требования, что и к отходам. Как сообщил на организованной газетой "Ведомости" конференции "Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России" заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн, министерство уже подготовило законопроект, определяющий, что вторичные ресурсы – это "продукция, полученная в результате рекуперации или обработки отходов, для компонентов которых имеется целесообразность в утилизации". Данным положением предлагается дополнить ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ);
* недостаточно высокими для стимулирования переработки нормативами утилизации. Так, самый большой норматив утилизации в этом году – 25%, в следующем – 35%, в 2020 году – 45%. При этом, по словам Романа Куприна, широко распространена практика, когда предприятия, самостоятельно не утилизирующие образующиеся отходы, вместо уплаты экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ) покупают справки об утилизации их отходов другими предприятиями. В результате в прошлом году взимание экологического сбора обеспечило поступление в бюджет 1,3 млрд руб. вместо прогнозируемых 6 млрд;
* отсутствием спроса на вторичные материальные ресурсы. Разумеется, далеко не все образующиеся на предприятии отходы могут и должны быть использованы как вторсырье на этом же предприятии. "Сейчас спроса на отходы, которые даже в чистом виде являются сырьем, нет. Он появится, мы это понимаем. Но пока нам проще увезти отходы на полигон, нежели держать на балансе как вторичные материальные ресурсы", – отметил заместитель генерального директора компании "УРАЛХИМ" Ринат Гизатулин. Поэтому дополнительным стимулом вовлечения отходов в оборот, по его мнению, может стать внесение поправок в законодательство, в том числе налоговое, позволяющих официально и не слишком затратно содержать вторичное сырье на балансе в течение продолжительного срока (7-10 лет).
Важнейшей составляющей системы вовлечения отходов в оборот, по мнению Минпромторга России, должны стать экотехнопарки – функционально связанные объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые предназначены для производства конечной продукции или вторичного сырья из отходов в процессе их обработки и утилизации. Определение понятия "экотехнопарк", а также нормы, предусматривающие применение мер стимулирования к субъектам промышленной деятельности, использующим оборудование экотехнопарков, предлагается закрепить1 в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Согласно планам министерства к 2030 году на территории России будут действовать 70 экотехнопарков, причем при их создании предполагается учитывать, какие виды производства наиболее распространены в конкретном регионе. По словам Романа Куприна, ряд предприятий уже заявили о готовности участвовать в пилотном проекте по развитию системы экотехнопарков.
Помимо вопросов об обращении с отходами производства и ТКО, особого внимания заслуживает размещение особо опасных отходов , считают эксперты. Напомним, Минприроды России подготовило законопроект2, предполагающий утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности и наделение госкорпорации "Росатом" статусом федерального оператора по обращению с такими отходами. В случае принятия документа организации и ИП, в результате деятельности которых образуются чрезвычайно и высокоопасные отходы, смогут либо, как и прежде, самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (при наличии соответствующей лицензии), либо передавать их федеральному оператору. "Мы поддерживаем предложение Минприроды о создании федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Не все предприятия хотят сами ими заниматься, потому что, например, в год у них образуется лишь несколько десятков килограммов таких отходов, так что крупный игрок будет полезен. Но он не должен стать посредником, который, получая плату в рамках установленного тарифа на услуги федерального оператора, заключит договоры субподряда с объектами, которые сейчас являются полулегальными полигонами или объектами переработки", – подчеркнул Ринат Гизатулин.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в свою очередь заявил о необходимости устранения пробелов в нормативном регулировании обращения медицинских отходов. Невозможность их размещения на полигонах приводит к тому, что каждый год почти 2 млн тонн отходов, в том числе токсичных, инфицированных и радиоактивных, вывозится на несанкционированные свалки , подчеркнул эксперт.
В заключение эксперты отметили, что уже сейчас стоит принять решение о том, где будут размещаться увеличивающиеся в связи с проведением реновации объемы строительных отходов