Эксперты проекта ОНФ «Генеральная уборка» считают, что утвержденный в феврале 2018 г. Минстроем свод правил «Полигоны для твердых коммунальных отходов: проектирование, эксплуатация и рекультивация» не решает проблемы полигонов ТКО, так как не устанавливает жестких требований к исполнению и фактически не вводит адекватное наказание за неисполнение установленных правил. При этом документ вносит путаницу в существующую нормативно-правовую базу в этой сфере ввиду появления на законодательном уровне двух действующих документов с совершенно разными требованиями к полигонам ТКО. Эксперты Народного фронта предлагают разработать единый документ с требованиями ко всем типам объектов обращения с отходами с четкими и жесткими правилами, применяемыми ко всем полигонам.
Координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов отмечает, что сейчас владельцы полигонов не выполняют существующие нормы, так как они нечетко прописаны на законодательном уровне.
«Одним из основных документов для собственников полигонов сегодня является инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства РФ еще 2 ноября 1996 г. Фактически эта инструкция никем никогда не соблюдалась, но при этом около 500 полигонов как-то попали в госреестр объектов размещения отходов. Теперь, когда граждане жалуются в органы власти на невыносимый запах из-за расположенных вплотную к их домам полигонов, им отвечают, что этот объект официально включен в реестр, а значит, с ним все в порядке. Согласно инструкции и своду правил, полигоны должны быть, например, освещены, огорожены забором, обустроены весовым и радиационным контролем, но по факту эти требования соблюдают лишь единицы», – подчеркнул Миронов.
По его словам, разработанные Минстроем РФ правила, согласно которым полигоны ТКО должны будут располагаться с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам и рекреационным зонам, чтобы неприятный запах не беспокоил жителей, также вряд ли будут выполняться на практике, так как сейчас не существует на законодательном уровне четких требований, которые обязывали бы владельцев полигонов их исполнять.
«Если свод правил разрабатывался для сведения воедино всех норм и правил к полигонам, то почему и инструкция, и свод правил являются одновременно сегодня действующими нормативно-правовыми актами? Очевидно, что собственники полигонов будут работать по тем нормам, которые мягче, опираясь в том или ином случае на инструкцию или на свод правил. Оба документа – действующие и вместе с тем в ряде пунктов входят в противоречие друг с другом», – отметил Миронов.
«Нам известны негативные примеры с полигонами в подмосковных Волоколамске, Балашихе, в Таганроге и Азове Ростовской области, с полигоном «Северная Самарка» в Ленинградской области, а также в других регионах, и если сейчас не принять жесткие требования для всех полигонов, то нас ожидают более серьезные экологические проблемы. Необходимы единые, современные, жесткие требования не только к объектам размещения отходов, но и к мусорным площадкам, мусоровозам, мусоросортировочным и мусоросжигательным заводам, а также к таким новым объектам обращения с отходами, как экотехнопарки или производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов. Свои предложения по созданию единого документа, регламентирующего правила строительства и эксплуатации всех типов объектов обращения с отходами, в том числе для полигонов ТКО, мы в ближайшее время направим в правительство РФ», – резюмировал Миронов.