1) Какую экологическую проектную документацию обязательны разрабатывать предприятия, получившие IV категорию НВОС?»
Нужно ли муниципальным предприятиям и предприятиям крупного бизнеса, получившим отказ в присвоении категории НВОС по причине отсутствия стационарных источников ЗВ, разрабатывать ПНООЛР?
Ответ: В настоящее время в соответствии с действующим законодательством нормирование негативного воздействия на окружающую среду не зависит от присвоенных категорий негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В соответствии со ст. 22 п. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон), юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также согласно ст. 30 п. 1 Закона разрабатывать проекты нормативов предельно допустимых выбросов. Однако, следует отметить, что с 2019 года система нормирования меняется и будет зависеть от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ соответствующие статьи вышеуказанных федеральных законов излагаются в новой редакции, согласно которой при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов и представление отчетности не требуется.
2) Новые требования заполнения формы 2-ТП (отходы) в части передачи отходов другим хозяйствующим субъектам для обработки?
Ответ: Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 утверждена новая годовая форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Вышеуказанная форма введена в действие с отчета за 2017 год. Количество отходов, переданных в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для обработки, согласно указаниям по заполнению формы приводится в графе 11.
3) Необходимость проведения контроля выбросов на ИЗА в период НМУ, этап разработки и утверждения плана мероприятий при НМУ», кем разрабатывается и утверждается?
Ответ: Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
4) Необходимо ли строящиеся объекты ставить на государственный учет, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Кто должен ставить объекты на учет заказчик или генподрядчик?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке объекта на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет только после их ввода в эксплуатацию, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, действующим законодательством не предусмотрено.
5) Имеется ли в Департаменте Росприроднадзора по Южному федеральному округу практика применения ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ и каким нормативно-правовым актом установлены нормативы выбросов загрязняющих веществ и создания шума при эксплуатации морских судов и судов внутреннего водного плавания?
Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. все юридические лица и индивидуальные предприниматели имеющие стационарные источники обязаны разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выбросы в атмосферный воздух. Для передвижных источников (плав. средства) данные требования не установлены. В связи с этим контролировать выбросы на передвижных источниках не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, контролировать уровень шума, излучаемого от судов в полномочия Департамента Росприроднадзора по Южному фдеральному округу, не входит. Данный вид контроля входит в полномочия Управления Роспотребнадзора. Следовательно, применение ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ при проведении контрольно-надзорных мероприятий не представляется возможным.