Сложившийся уровень антропогенного воздействия на водные объекты Республики Саха (Якутия) является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озер, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
Основными источниками загрязнённых сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и промышленности.
Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод.
В целях недопущения нарушения водного законодательства и загрязнения водных объектов законодатель предусмотрел и дифференцировал меры принуждения, каковыми являются административные, уголовно-правовые наказания, сочетая их с мерами гражданско-правового характера.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступных деяний, непосредственно посягающих на водные объекты: статья 250 (загрязнение вод), статья 252 (загрязнение морской среды) УК РФ.
Так, статья 250 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Также Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий спектр уголовно-наказуемых деяний, так или иначе связанных с оказанием негативного антропогенного воздействия на водные объекты: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ) и т.д.
В случае отсутствия общественно опасных последствий от действий, повлёкших нарушение водоохранного законодательства, предусмотрена административная ответственность.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.6 КоАП РФ), повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (статья 7.7 КоАП РФ), самовольная уступка права пользования водным объектом (статья 7.10 КоАП РФ), самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (статья 7.20 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (статья 8.12 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13 КоАП РФ), нарушение правил водопользования (статья 8.14 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15 КоАП РФ) и т.д.
Так, например, по постановлению Якутской природоохранной прокуратурой по факту сброса сточных вод в р. Лена в отсутствие разрешительной документации к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ привлечено МУП «Жатайтеплосеть». На предприятие наложен штраф в размере 50 000 руб. По представлению прокурора предприятием приняты к меры к получению разрешительной документации, ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
По фактам аналогичных нарушений к административной ответственности также привлечены ООО Артель старателей «Нимгеркан», АО «Теплоэнергосервис», ООО «Прогресс», ПК Артель старателей «Пламя». Общая сумма наложенных штрафов составила 335 тыс. руб.
Ответственность за совершение приведенных административных правонарушений также дифференцирована и может выражаться в виде административного приостановления деятельности юридического лица, допустившего нарушение закона.
Ответственность по статьям 7.6, 7.7, 8.12, 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ и др. распространяется и на граждан.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, граждане, чьи земельные участки находятся в водоохранной зоне, должны знать виды хозяйственной деятельности, недопустимые в её пределах. В частности, ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление в водоохранной зоне: распашки земель, размещения отвалов размываемых грунтов, выпаса сельскохозяйственных животных, размещения складов горюче-смазочных материалов, осуществление мойки транспортных средств и т.д.
Граждане, нарушающие данный запрет подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в виде штрафа до 4,5 тыс. рублей, что намного превышает стоимость услуги любой официальной автомойки.
Важно знать, что привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от возмещения вреда, причинённого водному объекту.
Так, например, по иску Якутского природоохранного прокурора с АО «Теплоэнергосервис» взыскан ущерб, причинённый окружающей среде в результате сброса в р. Орто-Сала (бассейн р. Алдан) сточных вод без санитарной очистки и обезвреживания и разлива сточных вод по причине аварийного состояния канализационных коллекторов в мкр. Синегорье города Томмот и в п. Нижний Куранах Алданского района, на общую сумму 12 449 623 руб. Судом на ответчика возложена обязанность принять меры в целях недопущения сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Ущерб, причинённый окружающей среде обществом возмещён.
Якутская природоохранная прокуратура призывает пользователей водных объектов не допускать нарушений водного и природоохранного законодательства.