В Петербурге огласили итоги конкурса «Ответственное отношение к окружающей среде в 2015-2016 гг. предприятий и организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Это состязание в нынешнем году проводится впервые – организовали его Санкт-Петербургская бизнес-ассоциация (СПИБА) совместно с городским комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Среди «зелёных» инициатив деловых кругов, которые были отмечены наградами – сооружения для очистки воздуха на табачной фабрике JTI-Петро, организация экологически правильного образа жизни (с раздельным сбором отходов) в многоквартирных домах управляющей компании YIT, экологические акции автомобильного завода компании Hyundai и просветительские программы компании Wrigley’s.
«Наша инновационная система устранения промышленных запахов позволяет «чистить» выбросы индустриальных предприятий. На сегодняшний день, к сожалению, в России полностью отсутствует нормативная база по контролю и нормированию запахов, поэтому то оборудование, которое мы установили и проект, который мы внедрили – это наша собственная инициатива. Стоимость проекта составила 2,3 миллиона долларов США, и установка позволила достигнуть 95-процентной эффективности. Мы используем один из самых современных методов в мире – очистки при помощи так называемой холодной плазмы. На фабрике установлены две такие установки, которые очищают выбросы от разных технологических участков – и мы гордимся тем, что эта технология позволила нам улучшить качество воздуха вокруг предприятиях. Мы знаем, что законодательство в России развивается, разрабатываются нормативные справочники – и уверены, что такое оборудование войдёт в эти документы», — заявила руководитель службы охраны труда и окружающей среды российского отделения компании JTI Юлия Андреева.
Финский застройщик YIT – который имеет, среди прочего, и подразделение, управляющее уже построенными домами – решил внедрить в этих жилых комплексах экологически верную схему обращения с бытовыми отходами. Помимо централизованного сбора опасных отходов (в первую очередь – батареек и лампочек), проект под названием «Эко-Жизнь» предусматривает полноценный раздельный сбор отходов «шаговой доступности». Кроме того, есть отдельная инициатива под названием «Эко-Суббота» — это такой классический субботник, когда желающие из числа жителей домов не только прибирают прилегающую территорию, но также высаживают цветы и разбивают газоны. В этом участвуют около 1000 человек в год.
«Наш проект – наверное, самый понятный из всех. В нём нет никакой, как говорят англичане, rocket science – то есть ничего сложного или заумного. Если мы посмотрим на опыт других стран, то мы не увидим и ничего принципиально нового – но у нас это, к сожалению, не имеет пока массового распространения. Люди только начинают активно думать о том, что они хотят делать что-то хорошее в местах, где они обитают, и то, что делаем мы – это, по сути, продвижение «низовых» инициатив. Мы – не только застройщики, но и управляющая компания: у нас есть 29 домов; это не самый большой объём, но мы видим среди людей большой спрос на то, чтобы в сфере обращения с отходами что-то двигалось дальше. Весь проект у нас начался с того, что пошли активные просьбы со стороны жителей – сделать что-то с отходами. Основная проблема – в том, что нужно научить людей относиться к дому, в котором они живут, как к собственному. И в этом смысле очень показательно то, что чем меньше дом, тем больше его жителя заботятся о том, что там происходит – соответственно, чем больше здание, тем меньше они ощущают, что то, что лежит за пределами их квартиры – это тоже их дом. Вторая проблема – это инфраструктура: собрать отходы мы можем, но как сделать так, чтобы эти отходы не сложились в одну кучу и не уехали на свалку? В том, что мы делали, мы старались исходить из того, что мы это делаем не для галочки. Очень позитивный момент для нас – в том, что многие из наших сотрудников сами живут в наших домах, так что мы действительно работаем для себя. И раздельный сбор макулатуры, батареек, металла, пластика имеет результаты – всё уходит по назначению. Самое сложное было – найти тех, кто занимался бы этим, вывозил всё собранное, а с точки зрения организации всё не так уж сложно – поставить контейнеры, обучить людей (мы проводили для жителей мастер-классы, поскольку люди не всегда знали, что делать с этими отходами)», — рассказал вице-президент, руководитель компании «ЮИТ Сервис Россия» Александр Арсеньев.
Как это: экологичный образ жизни
По его словам, в результате общий объём вывозимого неразделённого мусора сократился на 30 процентов – это весьма существенная цифра. Если бы удалось внедрить подобные схемы в масштабах всего города, то результат был бы очень заметным. Подобные программы внедряются и в других городах, где присутствует компания YIT (в Москве, Казани, Ростове-на-Дону, Тюмени, Екатеринбурге). Главное, замечает он – культивировать у людей (а особенно – у детей) бережное отношение к окружающей среде.
«В этом смысле помощь города была бы очень полезной, потому что мы в определённой мере опережаем государство, создаём снизу давление на этот вопрос – большее, чем существует сверху», — добавил Арсеньев.
Нечто подобное юитовским «Эко-Субботам» организовала и компания Hyundai, имеющая в Петербурге собственный автозавод: его сотрудники очищают от мусора не только саму территорию предприятия, но и популярные у горожан парки, места отдыха и заповедники.
«Я бы хотел начать с цитаты из диалектического учения Маркса и Энгельса: история природы и история человечества взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Так вот, мы занимаемся проектом «Эко-Дни» на протяжении четырёх лет. Наша компания – помимо того, что разрабатывает экологически безопасные двигатели, работающие на водороде и поэтому не выбрасывающие углекислоты (только водяной пар), и гибридные автомобили – но и здесь, на уровне Петербурга, организовала коллектив для участия в волонтёрских акциях по уборке территории. Они проводятся два раза в год – весной и осенью – на территории Курортного района, где находится и наш завод», — рассказал представитель компании Hyundai Виктор Васильев.
Наконец, компания Wrigley’s с середины 2015 года полностью перестала вывозить отходы на полигоны, а теперь запустила образовательный проект для школьников под названием «Чистый город начинается с тебя».
«Цель этой программы — привлечь внимание подрастающего поколения к вопросам экологии, повысить уровень его ответственности. Мы затрагиваем вопрос правильной утилизации мусора, в частности — жевательной резинки (производителем которой и является компания Wrigley’s — ИА «Диалог»). Задействованы порядка 800 школ — то есть более 200 тысяч учащихся, а также родители и педагоги», — сообщила Светлана Горбунова, докладчик от компании Wrigley’s.
Глава комитета по природопользованию Игорь Григорьев в беседе с корреспондентом «Диалога» отметил, что пример этих четырёх предприятий далеко не уникален.
«Конечно, большинство городских предприятий обеспокоены проблемой экологии, поэтому в городском масштабе такая работа ведётся. Наш комитет, правда, занимается в первую очередь опасными отходами, а не коммунальным мусором, но направление по сбору батареек, например, активно развивается. Мы сейчас привлекли к этому несколько крупных розничных сетей, начинается сбор батареек в школах. Мы приучаем людей к тому, чтобы сдавать элементы питания отдельно, потому что они относятся к особо опасным отходам», — рассказал Григорьев.
Напомним, что в Петербурге существуют более 700 крупных и средних промышленных предприятий, более 20 тысяч мелких. Они представляют практически все отрасли народного хозяйства, в том числе и те, которые могут оказывать серьёзное негативное влияние на окружающую среду.