К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации
При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется корректировка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Передача отходов без корректировки проекта является сверхлимитным размещением и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере.
К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации. 8 февраля была поставлена точка по делу № А40-90777/2016 о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (Определение № 30-ЭС17-22324).
Напомним, приказом Минприроды России № 50 от 25.02.2010 года установлен порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с требованиями приказа, в случае передачи отходов на размещение сторонним организациям, природопользователям необходимо указывать наименование эксплуатирующей организации-полигона, а также наименование и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО).
В ходе проверки отчетных документов по обращению с отходами производства и потребления одного из предприятий Департаментом Росприроднадзора было установлено, что согласно утвержденным документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (лимитам), отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности организации, фактически передавались на карьеры и полигоны, не указанные в ПНООЛР.
В связи с этим Росприроднадзор определил, что весь объем отходов является сверхлимитным, и обратился в суд с целью взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за сверхлимитное размещение с учетом повышающего пятикратного коэффициента.
Природопользователь настаивал на том, что указанные отходы 4-5 класса опасности были переданы по договорам на размещение специализированным организациям (полигонам) в объеме установленных лимитов. И, следовательно, плата за негативное воздействие за размещение отходов была внесена в полном объеме и в корректировке не нуждается.
Суд первой инстанции (Арбитражный суд г. Москвы) в данном вопросе встал на сторону Департамента Росприроднадзора. Апелляционный суд, а впоследствии и Арбитражный окружной суд МО, с доводами природопользователя также не согласились и оставили первоначальное судебное решение без изменений.
Суды пришли к выводу, что плательщиком не представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по которому, предприятию разрешается размещать отходы производства и потребления на тех объектах, куда фактически были переданы отходы на размещение в соответствии с заключенными договорами. Другими словами, разрешение на размещение отходов, оформленное в установленном порядке у природопользователя отсутствует. Таким образом был доказан факт сверхлимитного размещения: предприятие было обязано вносить плату за НВОС, учитывая пятикратный повышающий коэффициент.
Однако плательщик с такими выводами не согласился и подал в Верховный Суд РФ кассационную жалобу на неправильное применение Арбитражным Судом норм права. По результатам рассмотрения дела Верховный Суд оставил судебные решения без изменений: предприятию придется заплатить за размещение отходов в пятикратном размере.
Следует упомянуть, что в соответствии требованиями приказа Минприроды России № 50 от 25.02.2015 года, в случае изменения данных об объектах размещения отходов (в частности, смены полигона) документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит обязательному переоформлению.
Однако стоит отметить, что до сих пор в подавляющем большинстве случаев организации – плательщики не вносили такие корректировки. Вполне возможно, что теперь на основании решения Верховного Суда территориальные органы Росприроднадзора начнут обращать внимание на соответствие способов фактического размещения отходов тому, что установлено в разрешительной документации предприятия. Если это произойдет, очень многих природопользователей ждут громадные доплаты с учетом повышающего пятикратного коэффициента за сверхлимитное размещение отходов.