Обращение К Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке
(о принятии мер прокурорского реагирования в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма от 16 января 2017 г. за № АС-03-01-31/502)
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) данная федеральная служба, в числе прочего вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Необходимо отметить, что 16 января 2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было издано письмо № АС-03-01-31/502 (далее – Письмо).
В соответствии с данным Письмом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъяснила свою позицию по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы взвешенных веществ в атмосферный воздух.
Распоряжением от 8 июля 2015 г. № 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).
В п. 12 разд. I «Для атмосферного воздуха» Перечня включена позиция «взвешенные вещества».
Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».
Также в Письме указано, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - ставки платы) содержат позицию «взвешенные вещества».
При этом, по мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.
С точки зрения Росприроднадзора отнесение указанных веществ к взвешенным веществам п. 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением № 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.
Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.
Необходимо отметить, что указанная позиция Росприроднадзора не соответствует действующему законодательству по следующим причинам.
Распоряжением от 8 июля 2015 г. № 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).
В п. 12 разд. I «Для атмосферного воздуха» Перечня включена позиция «взвешенные вещества».
Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».
Также в Письме указано, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - ставки платы) содержат позицию «взвешенные вещества».
При этом, по мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.
С точки зрения Росприроднадзора отнесение указанных веществ к взвешенным веществам п. 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением № 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.
Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.
Необходимо отметить, что указанная позиция Росприроднадзора не соответствует действующему законодательству по следующим причинам.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступила в силу с 1 января 2015 г.) (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
- с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
- с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
- при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи Федерального закона перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного, с 8 июля 2015 г. нормированию подлежат вещества, указанные в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абз. 19 - 21 ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
- нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Также в соответствии с абз. 16, 17 ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Необходимо отметить, что в настоящее время экологические нормативы качества атмосферного воздуха не установлены.
При этом ГН 2.1.6.3492-17 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 декабря 2017 г. № 165) в разд. II установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 111 указанного нормативного правового акта установлены предельно допустимые концентрации для взвешенных веществ:
- максимально – разовая - 0,5 мг/м3;
- среднесуточные - 0,15 мг/м3.
При этом в соответствии с п. 551 ГН 2.1.6.3492-17 установлены предельно-допустимые концентрации для углерода (сажи):
- максимально – разовая - 0,15 мг/м3;
- среднесуточные - 0,05 мг/м3.
В соответствии с п. 250 указанного нормативного документа установлены предельно-допустимые концентрации для железа трихлорид (железо оксид):
- среднесуточные - 0,04 мг/м3.
Также в соответствии с п. 1117 ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2007 г. № 92 установлены ОБУВ для пыли абразивной 0,04 мг/м3.
В соответствии с прим. 1 к п. 111 «взвешенные вещества» ГН 2.1.6.3492-17 под взвешенными веществами понимается недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов.
При этом ПДК взвешенных веществ не распространяются на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
На основании изложенного действующим законодательством установлены:
- ПДК – для углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид);
- ОБУВ – для пыли абразивной.
При этом использование ПДК взвешенных веществ для веществ, в отношении которых установлены ПДК или ОБУВ, не предусмотрено.
Таким образом нормативы допустимого воздействия – нормативы допустимых сбросов для углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной должны устанавливаться в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды, установленные для данных веществ.
На основании изложенного нормирование углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной в составе выбросов вещества «взвешенные вещества» не соответствует действующему законодательству.
Необходимо отметить, что вещества:
- углерод (сажа);
- железо трихлорид (железо оксид);
- пыль абразивная - в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р, не предусмотрены.
Одновременно ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении указанных веществ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» не установлены.
На основании изложенного выбросы веществ:
- углерод (сажа);
- железо трихлорид (железо оксид);
- пыль абразивная – нормированию не подлежат.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы указанных веществ не рассчитывается и не уплачивается.
Позиция Росприроднадзора о необходимости нормирования выбросов углерода (сажа), железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной (в т. ч. в составе вещества «взвешенные вещества»), а также учета массы выбросов данных веществ при определении платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду не соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, позиция Росприроднадзора, изложенная в письме от 16 января 2017 г. за № АС-03-01-31/502 противоречит действующему законодательству, и возлагает на хозяйствующих субъектов незаконную обязанность осуществлять нормирование и уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы веществ, не указанных в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв.
Обращаем внимание Генерального прокурора Российской Федерации на то обстоятельство, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования продолжает использовать практику установления обязанностей и ограничений в отношении субъектов хозяйственной деятельности путем принятия разъяснительных писем.
При этом указанные письма доводятся до сведения территориальных органов Росприроднадзора, и воспринимаются последними в качестве руководства к действию, что, в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям прав субъектов хозяйственной деятельности.
На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прошу:
1.Принести протест на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 января 2017 г. за № АС-03-01-31/502;
2.Предостеречь Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности.