Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны"
По правовой природе приаэродромные территории и санитарно-защитные зоны (СЗЗ) схожи. В то же время по правовой логике кажется, что СЗЗ, о которой идет речь в названии закона, также должна касаться аэродромов. Однако взаимной увязанности статьи 2 с остальными статьями рассматриваемого Закона, которые посвящены приаэродромным территориям, не прослеживается. Более того, становится непонятной правовая природа и смысл установления СЗЗ для аэродромов, когда все вопросы лучше решаются в рамках режима приаэродромной территории.
Но если считать, что данный закон имеет двойное название, отдельно про приаэродромную территорию, что касается только аэродромов, отдельно про СЗЗ уже безотносительно к аэродромной проблематике, то почему эта норма прячется между статьями по приаэродромным территориям? Почему статьей 2 рассматриваемого закона меняется название статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" так, чтобы она касалась не только городских и сельских поселений, а называлась просто «санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке» (ранее статья называлась «санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений»)? Всё больше и больше сюрпризов преподносит нам законодатель в плане юридической техники.
Помимо измененного названия статья 12 обрела еще новый абзац в пункте 2: "Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.".
Вообще-то это достаточно значимый пункт. Не потому ли его так спрятали?
Хотя данная норма начала действовать с 30 сентября 2017 года сам Порядок пока еще остается не утвержденным Правительством РФ. Таким образом, в настоящее время сформирована очередная пробельность. Разрешается она по принципу — живем как жили, пока не примут соответствующий акт. Хорошо, если этот принцип находит отражение в норме закона - либо переносится вступление в силу данной нормы, не подкрепленной подзаконным актом, либо вносится очередным законом норма, что до наступления ожидаемого события живем по прежним правоотношениям. В данном случае пока мы этого не имеем, в связи с чем по желанию — можно жить как жили, если Роспотребнадзор придерживается того же мнения, либо не делать ничего, а в случае претензии спорить в суде, что в настоящее время порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон отсутствует.
В принципе и сам Роспотребнадзор может остановить процесс установления СЗЗ по тому же основанию, что теперь у него нет на это полномочий, пока не выйдет ожидаемый порядок.
Комментарий подготовлен компанией правового EHSконсалтинга ЭКОТИМ