Неожиданно оказалось, что действующее законодательство в области охраны окружающей среды не содержит положений, предусматривающих необходимость регистрации паспортов газоочистных установок (ГОУ) в органах государственной власти. Наверное, все хозяйствующие субъекты, оштрафованные за то, что не зарегистрировали свои ГОУ, также удивятся, прочтя эту мысль.
Далее письмом сообщается следующее:
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Минприроды России разрабатывается проект нормативного правового акта по утверждению правил эксплуатации установок очистки газа (далее - Правила ГОУ), которым регистрация ГОУ также не предусматривается, а ныне действующие Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-84), утвержденные Минхиммашем СССР от 28.11.1983, будут признаны не подлежащими применению.
Также письмом упоминается, что информация о ГОУ дается при постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Указанная в письме информация направляется (не указано кому, но слово «Росприроднадзор» подразумевается) для учета в работе и доведения до сведения своим территориальным органам с целью недопущения требований от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрации паспортов установок очистки газа.
Полагаем, объяснение происходящему следующее. ПЭУ, соблюдение которых требуют инспекторы Росприроднадзора, относятся к документам СССР, которые действуют в части, не противоречащей законодательству. Законодательство не содержит запрет на регистрацию ГОУ, но и не содержит требование об их регистрации. При этом в административном праве разрешено только то, что разрешено (в отличие от гражданского права, где разрешено всё, что не запрещено). Поскольку в целом формулировки законодательных актов часто размыты, общи, требования данных ПЭУ можно трактовать и как конкретизирующие волю законодателя, т. к. норма, обязывающая очищать выбросы, в законодательстве присутствует.
Соответственно, пока правоприменитель хотел регистрировать ГОУ, он трактовал эту норму таким образом. После того, как ему хватило работы по регистрации объектов НВОС, он решил отказаться от регистрации еще и отдельно ГОУ. Так мы и узнали, что действующим законодательством, оказывается, регистрация ГОУ не предусмотрена, и все, кто был по этому основанию оштрафован, был оштрафован несправедливо. При этом письмо прямо указывает служащим Росприроднадзора о недопустимости таких штрафов в будущем.
В нашей практике мы сталкивались с тем, что руководитель территориального органа может прямо заявить, что такие письма ему не указ, т. к. это не нормативно-правовой акт. Однако, несмотря на то, что данный руководитель продолжает работать, нельзя согласиться с его позицией. Письмо не является нормативно-правовым актом, и ему не обязаны следовать мы с вами, а вот служащий Росприроднадзора обязан подчиняться своему руководителю, даже если бы он устно это сказал. В случае незаконного распоряжения руководителя государственный служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения (ч. 2 ст. 15 «Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а не просто отмахнуться.
www.ecoteam.ru, www.ecozakon.ru