Физическим лицам, которые собирают данные о загрязнении окружающей среды, не нужна лицензия на мониторинг, сообщило Минприроды. Граждане также могут собирать фото- и видеодоказательства нарушений
Мониторинг экологического состояния окружающей среды и качества атмосферного воздуха гражданами не подлежит обязательному лицензированию, следует из ответа Минприроды на запрос Алексея Чумакова, юриста Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко». Копия ответа Минприроды есть в распоряжении РБК.
«Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит», — говорится в документе.
Минприроды отдельно оговаривает, что это не относится к работам, выполненными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по определению уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства, также работ по предоставлению потребителям «прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды».
В сообщении Минприроды также говорится, что граждане, которые хотят помогать органам государственного надзора в природоохранной деятельности, могут выступать на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.
«При этом общественные инспекторы могут фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», — говорится в документе.
Собранные материалы затем можно отправлять в органы государственного надзора.
Таким образом, гражданские активисты и экологи имеют полное право публиковать результаты мониторинга (в том числе аналитическую информацию) в социальных сетях, в научных журналах и в СМИ, пояснил РБК Алексей Чумаков.
Мониторинг как повод для прокурорской проверки
Поводом для обращения юриста в Минприроды послужила история с вызовом в прокуратуру активиста независимого регионального проекта по мониторингу качества воздуха «Красноярск.Небо» Игоря Шпехта.
В рамках этого проекта в пяти районах Красноярска активисты движения установили датчики, которые фиксируют уровень загрязнения воздуха. Результаты наблюдений они публикуют на странице проекта в социальной сети Instagram, а также в своем Telegram-канале.
В ноябре 2017 года Шпехта вызвали в природоохранную прокуратуру Красноярска, рассказал он РБК. По его словам, в ведомстве просили разъяснить, как работают активисты и какое оборудование используется. «Я приезжал несколько раз, давал разъяснения, они их записали, давал им приборы, мы выезжали в специальные передвижные лаборатории, где делали параллельные замеры. Они говорили, что это проверка по публикациям в СМИ», — рассказал Шпехт.
Местное сетевое издание «Проспект мира» также сообщило со ссылкой на пресс-службу ведомства, что прокуратура проводит проверку деятельности активистов, так как для наблюдений за состоянием воздуха должна быть лицензия. Что послужило поводом инициировать проверку, изданию не сообщили.
Сам активист считает, что проверка инициирована местным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Он также заявил, что сбор данных о состоянии окружающей среды физическими лицами не нуждается в лицензировании и не противоречит закону.
РБК направил запрос в прокуратуру Красноярского края.
Иск Росгидромета к активистам
В начале декабря Росгидромет проинформировал Игоря Шпехта о том, что по обращению Министерства экологии края и прокуратуры намерен оштрафовать его за отсутствие лицензии на мониторинг качества воздуха.
По словам ведущего специалиста по связям с общественностью Среднесибирского управления гидрометеослужбы Оксаны Сальниковой, иск был направлен не ее структурой, а коллегами из департамента Росгидромета по Сибирскому федеральному округу (СФО), который находится в Новосибирске. Она добавила, что красноярскому департаменту ведомства неинтересно, чем занимаются активисты Шпехта.
По словам Шпехта, необходимость получения лицензии новосибирским Росгидрометом мотивируется федеральным законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ведомстве настаивают, что Шпехт выступает как индивидуальный предприниматель, так как он физическое лицо, которое занимается деятельностью, которая подпадает под категорию лицензируемых.
Подобные объяснения «являются бредом, и мы пытаемся им это доказать», отметил он разговоре с РБК. «Мы не ИП и тем более не какое-то ООО», — подчеркнул Шпехт.
Суд, впрочем, документы Росгидромета не принял, отправив их на доработку, сообщил Шпехт в середине декабря. «Суд по заявлению Росгидромета не состоялся. Материалы, которые направил Росгидромет в суд, были возвращены обратно», — пояснил он в разговоре с РБК.
Активист также сообщил, что хотел бы, чтобы суд по иску Росгидромета против него состоялся, чтобы «разобраться в этом деле». «Мы ждем продолжения этой истории. Думаю, что Росгидромет будет до конца действовать, доказывать свою правоту», — сказал он.
РБК направил запрос в департамент Росгидромета по Сибирскому федеральному округу.