Наладить свою работу без последствий для экологии – задача для работников стивидора-гиганта из разряда первостепенных.
«Мы всерьез обеспокоены вопросами экологии. Я сам, моя семья, живем в этом городе, и этот вопрос не оставляет меня равнодушным», – говорит управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев. Если поначалу подобное утверждение и может вызывать долю скепсиса, но ровно до той поры, пока не видишь работу порта воочию. Что и сделал корреспондент ИА «Дейта ру», в рамках традиционного для предприятия «Экомарафона» побывав на территории крупнейшего угольного стивидорного предприятии России.
В первую очередь в работе «Восточного Порта» бросается в глаза его размах и масштаб. Предприятие, начавшее свою работу еще в 1974 году, изначально задумывалось как специализированный комплекс по перевалке угля. Сегодня оно успешно сохраняет статус градообразующего – из 1700 сотрудников более 1200 проживают в ближайшем поселке Врангеле. «Восточный Порт» – это один из самых крупных налогоплательщиков края: по итогам 2016 года налоговые отчисления в бюджеты различных уровней составили более 4 млрд. рублей (для сравнения – бюджет Находки составляет около 3 млрд. рублей).
Несмотря на такой масштаб, стивидор-гигант нашел баланс между производством и экологичностью.
В структуру АО «Восточный Порт» входит единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и закрытой станцией разгрузки вагонов. Особенности груза, с которым здесь работают, были учтены еще на этапе проектировки терминала. Помимо специализированной техники ─ вагоноопрокидывателей, конвейеров, стакеров, реклаймеров и судопогрузочных машин, ─ которая позволяет обрабатывать большие объёмы груза с минимальным воздействием на окружающую среду, здесь применяются современные технологии, позволяющие предотвратить выброс твердых веществ в воздух.
Одна из мер экологической безопасности ─ укрытие от ветра части пути следования составов с углем по территории комплекса. Для этого используются ветрозащитные сооружения общей длиной 600 метров. Выгрузка вагонов осуществляется в закрытом здании вагоноопрокидывателей. Во время выгрузки используется система пылеподавления «сухой туман», то есть уголь, высыпающийся из вагонов, накрывается водным куполом из мелкодисперсионных частиц, затем воздух откачивается насосами через фильтры системы аспирации.
Для создания защитной «корки» на поверхности угля на открытых складах в летних условиях работает система орошения, которой на Дальнем Востоке нет аналогов. По периметру всех складов работают 144 пульверизатора с радиусом действия 40 метров, что обеспечивают полное покрытие штабелей угля. Вода как бы «запечатывает» уголь, предотвращая его пыление и распространение в окружающую среду». В зимний период на смену водяной системе орошения приходят снегогенераторы, распыляющие снег. Пересыпные станции конвейеров оборудованы укрытиями, где воздух вытягивается мощными вентиляторами и поступает в аспирационные системы.
На терминалах АО «Восточный Порт» в круглосуточном режиме работают 21 установка для очистки воздуха, 8 установок для очистки сточных вод.
Обновленная система многоуровневой фильтрации воды обеспечивает полноценный сбор осадков с территории угольного терминала, не допуская их прямого попадания в морскую акваторию.
«Очистные сооружения введены в эксплуатацию одновременно с введением комплекса, но в 2017 году они были модернизированы. Сюда попадают воды от гидросмыва вагоноопрокидывателя и с части территории угольного комплекса. Здесь они проходят очистку – угольная пыль и прочие вещества оседают на дне, а очищенная вода стекает в лотки и идет на выход. Осадок утилизируется и вывозится на специализированный полигон», — рассказывает начальник отдела экологии АО «Восточный Порт» Виктория Арсентьева.
Также на базе порта действует собственная аккредитованная лаборатория, где совершается мониторинг состояния воды и воздуха. Цель — предупредить несоответствия, которые могут возникнуть в процессе работы предприятия с оперативным принятием корректирующих действий.
С каждым годом объемы финансирования природоохранных мероприятий, реализуемых АО «Восточный Порт», увеличиваются. Если в 2008 году затраты на природоохранные мероприятия акционерного общества составили всего 13,5 млн рублей, в 2010 – 15,2 млн. рублей, то в 2016 году - уже 32,3 млн. рублей. Средства были направлены на повышение эффективности систем пылеподавления в местах пересыпа угля, очистку сточных и ливневых вод, восполнение морских биоресурсов.
В 2016 году АО «Восточный Порт» стало одним из первых стивидорных компаний в Находкинском городском округе, которое провело встречу с представителями общественности и обеспечило посещение ими угольных терминалов.
В конце июня – начале июля предприятие посетили с визитами депутат Государственной Думы РФ Виктория Николаева и губернатор Приморского
края Владимир Миклушевский. Гости высоко оценили реализуемые АО «Восточный Порт» мероприятия по экологической безопасности. В ходе визита депутата Государственной Думы РФ Виктории Николаевой в порт было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения экологической безопасности. Документ предполагает усиление совместной работы по вопросам охраны окружающей среды, информационный обмен и реализацию совместных мероприятий экологической направленности.
«Мы занимаемся просветительской работой, рассказываем о мероприятиях, которые проводим с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Показываем, информируем, что конкретно наше предприятие делает в этой области. Мы открыты для всех: для экологов, активистов и общественности», – говорит управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев.
Результаты экологического мониторинга, который регулярно проводится аккредитованными лабораториями, показали соответствие экологических показателей порта всем нормам. В целом, по оценкам экологов, сегодня бухта Врангеля, несмотря на соседство с таким гигантом промышленности как «Восточный Порт», остается одной из чистейших в заливе Петра Великого в Японском море.
«Возникшая шумиха вокруг «угольной пыли" началась год назад, а работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду проводится на протяжении всей истории нашего предприятия. Экологическая безопасность в нашей работе – тема не одного дня. Всю проделанную работу в этой области невозможно провести спонтанно, под влиянием внешних факторов. Это результат планомерной, многолетней деятельности по соблюдению природоохранного законодательства и защите окружающей среды. Это безостановочный процесс. Технологии меняются каждый день, изобретается новое оборудование. За период только последних четырех лет более 1 млрд. рублей вложено в усовершенствование действующих и приобретение новейших технологий», – подчеркнул Анатолий Лазарев.